Неизвестная Испания

Из жизни мадридской подземки

В конце 1913 года инженер Карлос Мендоса стоял в толпе на площади Пуэрта дель Соль, терпеливо ожидая трамвая. Было холодно и ветрено. В голове Карлоса роились идеи, направленные на усовершенствование мадридского транспорта. После поездки в Париж он часто задумывался о метро. Когда, наконец, подошел трамвай, инженер мысленно был глубоко под землей.

Мечты сбываются

В 1914 году, когда идеи и расчеты Мендосы обрели форму проекта, в Мадриде проживало 614 тысяч человек, по его улицам разъезжало 1.500 автомобилей и более 5 тысяч гужевых повозок.

Трудностей при строительстве метро оказалось намного больше, чем ожидалось. Главная из них - финансирование. Даже на двигатели для поездов не хватало денег, пришлось купить подержанные – в Париже.

И все же 17 октября 1919 года король Альфонсо XIII торжественно открыл новый для Мадрида вид транспорта. Церемония прошла на станции «Cuatro Caminos»: король, королева Виктория-Евгения со свитой заняли места в двух вагонах и первый поезд мадридского метрополитена отправился в путь. Маршрут - станции «Rios Rosas», «Iglesia», «Chamberi», «Bilbao», «Tribunal», «Red San Luis». И, наконец, конечная остановка на площади Пуэрта-дель-Соль, станцию на которой назвали без затей – «Sol» («Солнце»).

26 декабря 1921 года было открыто продолжение этой линии от «Sol» до станции «Atocha» возле одноименного вокзала.

Успех метрополитена был очевиден, его развитие продолжалось. В мае 1923 года единственная линия дотянулась до восточной окраины столицы, где открылась станция «Vallecas». Через месяц новая ветка связала «Sol» с районом Ventas. А вот появления третьей линии мадридцам пришлось ждать долго. Движение между станциями «Sol» и «Embajadores» открылось 8 августа 1936 года, через три недели после начала гражданской войны.

В военные годы (1936-1939) метро не прекращало своей работы, продолжалось строительство новых участков. Когда бои подошли вплотную к столице, подземные поезда перебрасывали воинские части к линии фронта, на них эвакуировали раненых и убитых. Станции служили бомбоубежищами и не закрывались на ночь. Некоторые участки закрыли для движения - их переоборудовали под госпитали и заводы по производству вооружения.

Война оставила свои следы в подземной транспортной структуре, некоторые авиабомбы,  пробив слой грунта, взрывались в туннелях. Тем не менее, уже в 1941 году открылся очередной новый участок.

За первые 50 лет существования метро в Мадриде было введено в эксплуатацию почти 50 км путей, за следующие 30 лет их протяженность возросла вдвое.

90 лет спустя

Осенью 2009 года метро испанской столицы без всякого пафоса отметило свое 90-летие. На тот момент протяженность его подземных путей составляла 283 км. На 12 линиях имелось [267 станций. Из них 27 - пересадочные между двумя линиями, а 12 – между тремя. Самый крупный пересадочный узел – «Avenida de America», где пересекаются 4 линии. На 21 станции можно пересесть на пригородные электрички.

Три линии (28 км, 37 станций) получили название «легкое метро». По существу, это трамваи, но современные. Они побежали по окраинным районам города спустя 35 лет после «вымирания» их предков – неуклюжих вагончиков, ездивших по центральным улицам и площадям.

Не считая «легкого метро», по протяженности линий мадридский метрополитен занимает 8-е место в мире, уступая подземкам Лондона, Нью-Йорка, Токио, Сеула, Шанхая, Москвы и Пекина. Показатель достойный, если учесть, что по численности населения Мадрид с пригородами занимает 50-е место среди крупнейших мегаполисов мира. Да и по некоторым другим показателям метро Мадрида превосходит своих «коллег». К примеру, московское метро чуть длиннее (295 км), но станций в нем значительно меньше – 180.

Трагедия

Самый трагический инцидент в мадридском метро произошел 10 января 1938 года - на подземном заводе, располагавшемся между станциями «Goya» и «Diego de Leon», взорвался порох, которым начиняли патроны и снаряды. Погибли 300 работниц. Взрывная волна, распространившаяся по туннелям и достигшая станции «Sol», уничтожила 4 поезда с пассажирами. Погибли люди, находившиеся на перронах ближайших станций. Взлетел на воздух трамвай, проходивший в этот момент по улице. Многие дома, прилегающие к зоне подземного взрыва, получили серьезные повреждения. Число погибших точно не установлено, разные источники называют цифры от 2 до 5 тысяч человек. Республиканские газеты того времени вообще не сообщили о взрыве, чтобы не деморализовать население.

Мелодии испанских недр

Мадридское метро поражает своим музыкальным фоном. Музыка в подземке звучит отовсюду. На переходах между станциями и в поездах можно услышать мелодии и ритмы всех времен и народов.

Станцию «Opera» облюбовали профессионалы, здесь звучит классический репертуар, исполняемый дуэтами, трио и даже струнными квартетами. Многие профессиональные музыканты играют в крупных переходах, но работать они предпочитают только днем. Видимо, суетящаяся толпа мешает им сосредоточиться.

Зато в часы пик всегда оживленные переходы в центре города - излюбленные места музицирования исполнителей современной и фольклорной музыки. В качестве инструментов используются гитары, губные гармошки, бубны, реже синтезаторы и клавишные.

Поезда метро днем безраздельно «обслуживают» латиноамериканцы. На очередной остановке в вагон вскакивают смуглые парни с гитарами, один из них анонсирует: «Добрый день, сеньоры, послушайте немного музыки». И, одновременно с троганием поезда, начинается исполнение какого-нибудь вечного хита – «Бесаме мучо», «Эль кондор паса» или чего-то в этом роде. Перед прибытием на следующую станцию один из музыкантов пробегает по вагону, собирая скудные пожертвования. Поезд останавливается, двери открываются, песня безжалостно обрывается и компания устремляется в соседний вагон. А в твой влетает следующий фольклорный ансамбль.

Случаются и приятные неожиданности. Очевидцы утверждают, что однажды в вагон мадридского метро вошел парень с гитарой и без всякого предисловия запел на чистом русском языке «Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретимся с тобою?»

«Летающее» метро

Реклама под слоганом «Мадридское метро летает» призывает отказаться от других видов транспорта, чтобы наслаждаться поездками в столичной подземке – это удобно, комфортно и быстро. Ежедневно пользующиеся метро горожане, в очередной раз увидев эту рекламу, криво усмехаются и матерно ругаются.

Мадридскому метрополитену есть чем гордиться. Каждый год вводятся в эксплуатацию новые станции. Метро протянулось далеко за пределы столицы, добралось до всех крупных городов-спутников, став альтернативой электричкам. Под землей бегают суперсовременные поезда. На многих станциях и даже в вагонах установлены телеэкраны, помогающие скоротать время. В метро проходят концерты, устраиваются выставки картин и фотографий. Все это здорово, но…

Даже самый современный поезд превращает поездку в ад, когда его пускают по старым линиям. Их проектировщики не предполагали, что когда-нибудь пассажиры захотят не просто ездить, но еще и делать это с комфортом. Мощные кондиционеры в новых поездах  вырубаются на старых линиях. Срабатывает система защиты - вентиляции в туннелях, прорытых много десятилетий назад, нет в принципе. Летом в них устанавливается температура, которую люди с трудом, но выдерживают, а кондиционеры - нет. Говорят, эту проблему будут решать. Пока же пассажиры дружно обмахиваются веерами и жадно пьют воду, которую непременно берут с собой, отправляясь «летать» на метро.

Зато подземка аккумулирует столько тепла летом, что зимой ее не надо обогревать. На улице минусовая температура, основательно утеплившиеся пассажиры спускаются под землю и… чувствуют себя как в сауне. Раскрепощенная молодежь, скинув шубейки и теплые куртки, остается в майках, в которых ездила в метро летом.

Общее же впечатление от «полетов» на метро такое, словно летаешь всего с одним крылом. Все время где-то что-то ломается, ремонтируется, модернизируется. Прикинуть время поездки невозможно. Поезд может простоять на очередной станции сколько угодно. Или остановиться в туннеле, снова начать движение и опять остановиться. Днем интервалы между поездами - 5 минут и больше, ближе к ночи и в выходные дни – до четверти часа. Рассчитай-ка, сколько времени займет поездка, если надо сделать 2-3 пересадки.

Те, кто добирается до работы на автомобиле, прекрасно зная, где и когда они могут попасть в «пробки», достаточно точно определяют, время, которое проведут в пути. У тех, кто пользуется метро, поездка может продлиться 40 минут при хорошем раскладе или полтора часа, если у «летающего» метро случится очередной критический день.

Курьезы

С самого начала, с 1919 года, метрополитен охотно принимал на работу девушек. Однако существовала норма: выходя замуж, они автоматически увольнялись. Исключения делались только для женщин, занятых в офисах, и телефонисток – они не имели прямого контакта с пассажирами. Это правило отменили только в 1984 году.

В 1966 году одна из первых станций, открытых в 1919 году, превратилась в призрак. Пассажиропоток настолько возрос, что пришлось пускать более длинные поезда, а это заставило удлинить платформы с 60 до 90 метров. Станция «Chamberi» располагалась так близко от соседней, «Iglesia», что удлинять обе было бессмысленно. «Chamberi» закрыли, поезда стали проезжать ее без остановок, а пассажиры много лет всматривались в темноту, разглядывая рекламные вывески периода диктатуры. 24 марта 2008 года станцию открыли для посетителей, превратив ее в своеобразный музей той эпохи.

Станция «Red de San Luis» тоже открылась в 1919 году. В ее названии чья-то умная голова хотела увековечить… сеть, ограждавшую уличный рынок, с XVII века функционировавший возле церкви Святого Луиса. Этот храм сгорел дотла в 1935 году. Станция со странным названием существовала недолго, в том же 1919 году ее переименовали в «Gran Via». В 1940 году главную улицу Мадрида переименовали в проспект Хосе Антонио. Соответственно и станция метро стала носить имя идола испанских фашистов - «Jose Antonio». В 1983 году улице и станции возвратили прежние названия - Gran Via.

Станции, открывшиеся в последние годы, дизайном не блещут, но очень просторны и удобны для пассажиров

 

На новых линиях поездки отличаются повышенным комфортом

 

На старых линиях все еще трудятся ветераны движения

 

Этот ультрасовременный поезд пока существует только в прототипе

 

Музей городского транспорта на станции «Pinar de Chamartin»

 

Станция-призрак «Chamberi»

 

«Легкое метро» - потомок мадридских трамваев

Александр ПЕУНОВ

(c) "Комсомольская правда в Испании"", 2010, февраль

 

 

Hosted by uCoz