Как гусар ледник покорял и другие чудеса Пиренейских гор |
Наша машина пересекает испанскую часть Пиренейских гор. Широкая магистраль позволяет без ущерба для вождения отвлекаться на окружающие виды. На табличках-указателях - названия населенных пунктов. Имена - одно чуднее другого, как, впрочем, в большей части арагонских Пиренеев, ведь корни названий находятся в практически исчезнувшем арагонском диалекте. Аинса, Сабиньяниго... И неожиданно - сюрприз: перевал Русского. В арагонской части Пиренейских гор лежит земля, чье имя напоминает сказочное - Хасетания. О столице этих территорий, городе Хака, в одном из путеводителей говорится следующее: «Весной погода здесь неустойчива. Лето коротко. Осень приятна. Зима нескончаема». Парадоксально, но именно нескончаемая зима привлекает в эти края все больше и больше туристов. Впрочем, как и в Пиренеи вообще. Далеко не все приезжие направляются сюда, чтобы покататься на лыжах. Многие едут просто так - потому что в Пиренеях все по-другому. Офицер «Платон де Щихачев» Несмотря на то, что город Хака, точнее - его Ледовый корт, очень часто посещает один очень знаменитый россиянин - Евгений Плющенко, перевал Русского назван так не в честь знаменитого фигуриста. Россиянин, вошедший в историю Пиренейских гор, посетил эти места в 1842 году. По правде говоря, ничем особенным его визит не отметился. История рассказывает, что молодой русский офицер в отставке, Платон де Щихачев, намеревался покорить 3.400-метровую горную вершину Ането и долго искал себе проводника. Но никто из местных не решился взобраться на суровый пик Ането, увенчанный ледником. Поэтому раздосадованный альпинист отправился исследовать другие зоны Пиренеев. Тот факт, что все источники добавляют к фамилии россиянина приставку «де», может говорить лишь об одном - русское происхождение Платона было настоящей диковинкой для местных обитателей, поэтому фамилию отставного офицера и снабдили на всякий случай чисто французской приставкой. А заодно и «подарили» неудачливому покорителю Ането целый перевал. Зимний курорт Многие источники говорят о том, что во времена путешественника Щихачева климат в Пиренеях был намного суровее нынешнего - от глобального потепления никуда не денешься. Что же касается цивилизации, которая завладела этими землями, то давно уже раздаются голоса: если так пойдет и дальше, Пиренеи превратятся в один большой мегаполис. Население Хаки официально укладывается в цифру 14.000 человек, но заметно «вырастает» в сезон приема гостей. А сезон здесь - это лето (люди бегут от жары) и зима (городок оккупируют лыжники). Хака сохранила неповторимую архитектуру и тесные улочки исторического центра города, но также и разрослась вширь. Справедливости ради надо заметить, что большинство новостроек - вполне оригинальные проекты, новые жилые районы не назовешь ни однообразными, ни скучными. Малонаселенными - да. Многие квартиры в красивых новостройках в течение большей части года пустуют в ожидании того, когда хозяева вернутся «на каникулы». Суровый климат, суровая история У города Хака - примечательная судьба. Это местечко славится тем, что во многих исторических событиях ему выпала роль «первого». Первая крепость, которую взяли в Испании римские завоеватели. Первая столица Королевства Арагон. Первый город, поддержавший Республику 1930 года... Главные исторические памятники Хаки - Кафедральный Собор и крепостной ансамбль «Сьюдадела» - не отличаются изяществом. Это приземистые монументальные сооружения, на которые посмотришь и подумаешь: строили на века. Авторы-архитекторы наверняка имели в виду обильные зимние снегопады и пронизывающие осенние ветра. Все это выпадает на долю Хаки и сейчас. Но цивилизацию, как известно, голыми руками не возьмешь. Даже в самые снежные годы улицы и площади города будут старательно расчищены и по ним будут прогуливаться отдыхающие. К услугам которых - множество маленьких магазинов, среди которых преобладают сувенирные лавки, бутики одежды. Особой популярностью пользуются в Хаке антикварные магазины. Антиквары делают упор на горнолыжную тематику - на витринах видны лыжи и скалолазные принадлежности начала века. В центре города - огромное количество ресторанов. Некоторые - совсем крошечные, 7-8 столиков. И, конечно, знаменитые, кондитерские Хаки. Их витрины украшают настоящие произведения искусства. Продукция местных кондитеров - работа штучная, тонкая. Заграница рядом Сладости и рестораны, кстати, привлекают в эти края французов. От Хаки до французской границы - примерно 30 км. Многие туристы из Франции, выбираясь на свою, французскую природу, пересекают испанскую границу во время обеда: дневное меню в Испании обходится дешевле, чем аналогичный обед во французском общепите. На самой границе мало что напоминает о том, что это - рубеж между двумя странами. Задумавшись, можно проскочить во Францию, не заметив того. О том, что ты на чужой территории, напомнит лишь другой язык указателей. Прямо на границе расположилась лыжная станция Сомпорт - пример дружбы двух народов. Станцию обслуживают как французы, так и испанцы, персонал говорит на двух языках, а в баре можно купить испанский шоколад и французский сыр. Вокзал, который спит По дороге из Хаки в направлении Франции невозможно проехать мимо городка Канфранк. Город этот не представлял бы собой ничего особенного, если бы не одноименная железнодорожная станция, ради которой здесь делают обязательную остановку автобусы с туристами и автопутешественники. Помните, как Паровозик из Ромашкова, персонаж из старого детского мультфильма, постоянно останавливался в чистом поле полюбоваться на весенние цветы, опасаясь «опоздать на всю весну»? Похоже, что огромный вокзал Канфранка тоже решил никуда не торопиться, пренебречь любыми расписаниями и всю оставшуюся жизнь любоваться Пиренейскими вершинами. Одна из самых красивых железнодорожных станций Европы встречает посетителя заколоченными окнами. Если бы речь шла не о станции, а о человеке, впору было бы воскликнуть: какая непростая судьба! Инаугурация крупнейшего испанско-французского железнодорожного перехода состоялась в 1928 году. Ленточку перерезал сам король Альфонсо XIII, а помогал ему генерал Примо де Ривьера. Но уже через 8 лет Гражданская война «отменила» все поезда. Станция ожила «благодаря» фашистам, которые в 1940 году переправляли через нее награбленное добро. После войны через Канфранк вновь пошли поезда. А в 1970-м на территории Франции рухнул небольшой мост, и французы закрыли свою линию. Только пара поездов направления Сарагоса - Канфранк оживляют сегодня спящий привокзальный пейзаж. Трудно представить, что когда-то по 750-метровому перрону гуляли дамы в элегантных платьях, и 75 дверей здания вокзала услужливо распахивались перед многочисленными пассажирами. Однако недавно у станции наконец-то появилось будущее. «Спящую красавицу» решено отремонтировать. Вокзалу обещают возвратить его былое величие, а на станцию вернутся поезда дальнего следования. Наталья ГЕРАСИМОВА Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2006, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"
|