Парк Гуэль: финансовый провал и творческий триумф Гауди |
Мало кто знает, что Парк Гуэль, одна из самых известных достопримечательностей Барселоны, по сути своей является финансово несостоятельным проектом. И дело здесь вовсе не в том, что сегодня вход в парк абсолютно бесплатный для всех желающих. Отправимся в начало прошлого века для того, чтобы узнать историю всемирноизвестного парка, которая тесно переплетается с судьбами его создателей: великого каталонского архитектора-модерниста Антонио Гауди и мецената Эусебио Гуэля, по заказу которого и был спроектирован этот удивительный парк, где архитектура затейливо переплетается с самой природой, а мифология соседствует с символизмом. Уже в детстве Антонио Гауди проявлял творческие способности: он был постоянным иллюстратором школьного рукописного журнала «Арлекин», выпускавшегося тиражем... двенадцать экземпляров. Однако, в качестве автора текстов для журнала мальчик никогда не выступал. Да и позднее, во время своей взрослой жизни, Антонио Гауди создал единственную письменную работу для публикации: статью об архитектуре Ренессанса. Гауди был болезненным ребенком: ревматизм приковывал его к постели порой на недели и тогда рисование было его единственной отрадой. Из-за болезни и замкнутого характера, он был не слишком общительным, но чрезвычайно привязанным к своим родителям, которые посильно содействовали развитию таланта мальчика. Творческий дар Гауди выражался в рисунках и архитектуре и только в них одних. Он не переводил язык своей души на высказанные или написанные слова. Все его силы, энергия и талант переносились на чертежную бумагу. К сожалению потомков, большинство чертежей Гауди, включая его учебные работы, выданные ему по окончанию Школы архитектуры, погибли в пожаре во время испанской Гражданской войны. Какое же счастье, что многие идеи мастера успели воплотиться в виде удивительных творений, которые мы, благодаря немногим меценатам – современникам Гауди, можем видеть сегодня. Одним из таких людей был Эусебио Гуэль. Сын разбогатевшего на Кубе текстильного магната, этот образованный молодой человек имел прекрасный вкус и представление о различных культурах и архитектурных стилях. На переломе XIX и XX столетий cостоятельного промышленника пленила идея английского архитектора Эбанайзера Ховарда «города-сада», то есть удаленного от центра района города, состоящего из изолированных друг от друга обширной садовой территорией коттеджей, созданного в максимальной гармонии с природой. К тому моменту Гауди, который еще будучи студентом отличился нестандартностью решений при создании нескольких практических работ в Барселоне, уже реализовал по заказу семьи Гуэль несколько проектов включающих Дворец Гуэль на знаменитой барселонской Рамбле, Крипту в Колонии Гуэль - загородном рабочем поселке для текстильщиков, реконструкцию виллы промышленника в Барселоне и другие. Парк его имени был задуман Эусебио Гуэлем, как город-сад размером 20 гектаров на горе Пелада, возвышающейся на окраине Барселоны, и предназначался для среднего класса, который в те времена находился в далеко не лучшей экономической ситуации. Тем не менее, меценат был так увлечен своей идеей, что попросил Гауди полностью уделить свое время парку, не придавая значения материальным затратам. Однако несмотря на это, такие известные шедевры, как Дом Мила, известный также как «Педрера», и Дом Батльо в неповторимом стиле Гауди, насыщенном формами, проверенными миллионами лет самой природой, были созданы мастером во время периода строительства парка, начавшегося в 1900 году. Идея Гуэля заключалась в создании удобного для жизни людей поселка с местом, где они могли бы встречаться – рыночной площадью, которую Гауди выполнил в виде греческого храма. Кстати, это сооружение с колоннами является единственным творением мастера, выполненным с использованием не его собственного, а классического стиля, как пожелал меценат. Инициативой Эусебио Гуэля также было придать религиозно-мифологический, а еще и патриотический оттенок оформлению входа в парк: длинную лестницу с фонтанами – драконом и змеей - по обеим сторонам которой располагались павильоны для обслуживающего персонала и охранников, увенчанные крестами. Греческая культура в видении Гуэля была предшественницей каталонской, поэтому он и предпочел классические формы. Первоначальную же английскую концепцию города-сада теперь можно проследить только по мозаичным надписям «Park Guell», сделанным на ограде поселения и принципам разбивки участков под застройку. Но 60 коттеджам, запланированным Гуэлем, так и не суждено было появиться на свет… Если идея парка-резиденции принадлежала меценату, воплощение ее в жизнь лежало на плечах архитектора. Используя горный ландшафт, мастер спроектировал и воссоздал три галереи, похожие на акведуки. Для создания эффекта смешения природы с архитектурой и естественных влажных гротов, к которым Гауди всегда имел особое пристрастие в своих работах, колонны были облицованы необработанным коричневым камнем, а отдельные элементы просто выложены из него. Для того, чтобы подчеркнуть средиземноморский характер местности, Гауди распорядился посадить пальмы, а деревья, мешающие во время работ, выкапывались с корнями, чтобы вновь быть посаженными на то же место позднее. Постепенно неровная земля на горе превращалась в чудесный город-сад… Великий архитектор был перфекционистом и привык упорно работать над своими произведениями: за легкостью и даже небрежностью линий, кажущихся такими за счет их естественности, лежит тщательнейший геометрический расчет. Специалисты, взглянув на работы Гауди, сразу видят тот титанический труд, проделанный автором в поиске единственного и лучшего из всех возможных решений… Между тем, несмотря на строительство демонстрационного дома, куда позже переехал жить сам Гауди, был продан только один участок земли под застройку. Близилась первая мировая война и барселонская буржуазия не спешила вкладывать деньги в коттеджи в выполненном в непривычной манере парке. Кончина Эусебио Гуэля в 1914 году окончательно остановила работы над проектом, который так и остался незаконченной песней маэстро модернисткой архитектуры, посвятившего себя в дальнейшем работам над Храмом Святого Семейства. Несмотря на то, что Парк Гуэль с финансовой точки зрения оказался полным провалом организаторов проекта, для человечества его создание явилось бесценным приобретением. Переданный муниципалитету Барселоны парк в 1984 году был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества, а в доме, где жил Гауди, открыт музей великого архитектора. И сегодня вы можете прогуляться по его этажам, а также гротам и аллеям-акведукам парка так же, как сто лет назад это делали Гуэль и Гауди, обсуждая свои великие планы на будущее. София АНИСИМОВА Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2006, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"
\
|