Неизвестная Испания

Фигерас: на родине гения

2004 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом Сальвадора Дали, в связи со столетием со дня рождения каталонского художника, который умер в 1989 году от разрыва сердца. Благодаря усилиям Фонда Галы и Сальвадора Дали, основанного в 1974 г., и в настоящий момент возглавляемого королем Испании, практически каждому жителю Испании стал знаком логотип этого меориального года - широко открытый глаз, использованный художником еще в 1929 г. в знаменитой киноленте «Андалузский пес» как символ созерцания сюрреалистического мира Дали.

Основными центрами проведения мероприятий стали три музея из так называемого «Треугольника Дали»: театр-музей в Фигерасе - городке, где 11 мая 1904 года родился художник, дом-музей в Порт-Льигат, долгие годы являвшийся обителью самой эксцентричной пары XX века - Сальвадора Дали и его супруги Галы, и, наконец, замок в Пуболе, где 23 января 1989 года остановилось сердце великого сюрреалиста. В течение всего года не иссякал поток желающих посетить эти знаковые для художника места. Сейчас, когда поток туристов несколько иссяк, живущие в Испании могут воспользоваться отсутствием длинных очередей и посетить эти музеи.

Город Фигерас, столица комарки Эмпурда, несомненно является центром космоса великого сюрреалиста: дом на улице Монтуриоль, где родился художник, резиденция его родителей на площади де ла Пальмера, церковь святого Перы, где крестили младенца, замок Сан Ферран – место армейской службы молодого Дали и многочисленные рестораны и кафе, где он любил появляться. Музей-театр Сальвадора Дали многими рассматривается как апофеоз творчества художника. Здание с круглой башней Галатеи, увенчанное скульптурами в форме яиц и статуэток Оскаров, безусловно выделяется среди всех и придает городу настоящий дух сюрреализма.

Музей был создан на развалинах городского театра, построенного в 1850, и сгоревшего в конце испанской гражданской войны (1939). В 1970 году, приняв предложение мэра города использовать для строительства музея развалины этого здания, где проходила первая выставка еще 14-летнего Дали, художник начал работы. Своей формой оригинальное строение с гигантским стеклянным куполом в центре имитирует «здание с ракушками» в городе Саламанке. По его узким закругленным коридорам на нескольких ярусах и огромному внутреннему залу угадывается, что это действительно здание театра. Музей дает свободу творческой фантазии своим посетителям. Здесь каждый должен сам прочувствовать своеобразие творчества великого сюрреалиста, так как сам Дали настаивал на том, чтобы гостям его дома ничего не объясняли. В информационной брошюре, выдаваемой посетителям, специально отмечено, что представленные в ней план музея и нумерация комнат не имеют целью навязать последовательность просмотра экспозиции.

Впрочем, знакомых с творчеством Дали, такая фраза не удивит. Достаточно взглянуть на внутреннюю планировку музея и столь разные работы художника, созданные в периоды его жизни в Испании, Франции и США, чтобы понять, что ни о какой систематизации здесь не может быть и речи. Помимо знаменитых («Атомная Леда» (1949), «Галарина» (1944), «Призрак сексапила» (1932), «Порт Альгер» (1924) и др.) и многих малоизвестных живописных работ Дали (более 400) в музее можно увидеть сделанные по его эскизам мебель, украшения, костюмы, флаконы для духов и знаменитое «Дождливое такси» - кадиллак, стоящий в центре внутреннего зала. Удивительное сочетание картин, многие из которых обладают оптическими эффектами, скульптур, загадочных движущихся механизмов, запаха гобеленов и внутренней отделки здания вызовут у вас самые мистические ощущения. Обстановка в таких залах, как, например, «Дворец Ветров» (с одноименной композицией на его потолке) и «Вэст Мае» (имитирующий портрет женщины) воздействует разом на все органы чувств. Пожалуй, там не хватает только звуковых эффектов, как в музее Сальвадора Дали на Монмартре в Париже, где при просмотре экспозиции вас сопровождает его голос.

Как известно, музой художника в течение 53 трех лет была русская женщина Елена Дмитриевна Дьяконова, вошедшая в историю под именем Гала, что в переводе с французского означает «праздник». На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью. В музее можно увидеть множество фотографий этой пары, включая свадебные, сделанные в 1958 году.

Прогуливаясь по внутреннему залу, украшенному огромными картинами, частью которых являются также и лучи солнца, падающие из стеклянного купола-потолка, обратите внимание на скромную серую плиту в полу без единого символа. Это и есть могила великого художника. После смерти, по просьбе Дали, его тело забальзамировали и перевезли в театр-музей. На протяжении недели тысячи людей приезжали, чтобы проститься с гением. Уже позже, спустившись в темную галерею, проходящую прямо под этой плитой внутреннего зала, помимо многочисленных скульптур змея-искусителя, выполненных художником, вы увидите надпись на стене, обозначающую, что здесь похоронен Сальвадор Дали. Покидая музей, испытываешь смешанные чувства: реальное здесь гармонично соседствует с мистическим, а странное - с повседневным.

Экспозиция ювелирных украшений Дали, размещается в отдельном помещении выкрашенного в красный цвет и усеянного желтыми хлебами типичной для Фигераса треугольной формы здания театра-музея. Дали, создавая эскизы этих изделий из драгоценных металлов и камней, хотел бросить вызов существующему в обществе мнению, что материал, из которого сделаны ювелирные украшения, стоит дороже, чем дизайн и работа по их изготовлению. Художник заявлял, что он доказывает обратное, создавая эти шедевры ювелирного мастерства. Здесь можно увидеть знаменитые броши «Рубиновые губы», выполненные в форме приоткрытых губ из рубинов и жемчуга, «Постоянство памяти», этот узнаваемый во многих произведениях сюрреалиста образ мягких часов, наконец, знаменитый «Глаз Времени» со зрачком - часами. Кольцо в форме женского корсета, серьги, похожие на телефонные трубки, а также композиции из драгоценных камней с различными механизмами. Особого внимания заслуживает «Королевское сердце» – выполненное из золота украшение в форме сердечка размером с женскую ладонь, увенчанное короной с движущимся механизмом, заставляющим рубины в центре имитировать его биение. Однозначно: стоит посетить эту экспозицию, несмотря на то, что это требует приобретения отдельного билета.

Противоречивая натура Сальвадора Дали и его творческая и личная жизнь всегда были и будут оставаться предметов для споров и обсуждений. Он утверждал, что был гениальным уже в чреве матери. Он преклонялся перед своей матерью, потому что она выносила Спасителя, то есть его (именно так переводится с испанского языка имя художника), и после ее смерти художник долго не мог прийти в себя от удара. Но прошло не так много времени, и Дали в рекламных целях начертал на одной из собственных картин, висевших на выставке в Париже, кощунственные слова: «Я плюю на свою мать», что, однако было нормально в среде сюрреалистов в то время, поощряющих отказ от своих семейных корней. Отец Сальвадора запретил сыну возвращаться домой, а Дали было все равно: он купил рыбацкую хижину в Порт-Льигат и переехал туда с Галой. Естественно, странные и эксцентричные поступки художника могут вызывать негативные мнения о его персоне, однако, наличие таланта и особенного, сразу узнаваемого стиля у него несомненны. Посетив его музеи и выставки вы, несомненно, откроете для себя своего Дали, может быть более понятного вам.

***

Музей Дали находится в Фигерасе, главном городе северной части Коста-Бравы в предгорьях Пиренеев. Расположен в пешеходной торговой зоне рядом с Рамблой. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов. Вход платный.

Музей Дали располагается в здании местного театра, построенном в 1850 г. Во время гражданской войны 1936-1939 гг. здание было сильно повреждено и в 70-е годы было передано под Музей Дали. Теперь это один из крупнейших в Европе и второй по популярности после мадридского Прадо музей в Испании. Несколько последних лет жизни Сальвадор Дали жил в квартире при музее. Коллекция сюрреалистических произведений искусства, выставленных в музее, удивительна и будет интересна и взрослым, и детям.

София АНИСИМОВА

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2005, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"