Главная | История | Российско-испанские связи
Мадридские гастроли «первого тенора России»

Выдающийся русский оперный певец Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, имена которых стали синонимами наивысших достижений  музыкального искусства России начала ХХ века. В своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, прежде всего - итальянскую школу «bel canto», с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное мастерство на небывалую высоту. На русской оперной сцене Л.В.Собинов создал образы, которые до сих пор являются эталоном для исполнителей. Западному зрителю он явил качественно новый подход к оперному спектаклю как к синтезу музыки, пения и театрального действия. Его триумфы на лучших сценах мира в начале прошлого века вылились в подлинное торжество русской оперной школы. В эти дни исполняется 100 лет с тех пор, как искусство русского певца покорило Мадрид.

В Испанию Л.В.Собинов приехал в начале января 1908 года после очень успешных гастролей в театре князя Монакского в Монте-Карло. Он поселился в мадридской гостинице «La Paix», в которой до него жили все  посещавшие испанскую столицу знаменитости - Ротшильд, Фрегори, Сара Бернар. Приехав в Мадрид, певец очень волновался за судьбу своих гастролей.

Ситуация для Собинова складывалась неблагоприятно. Как раз перед ним проходили и в эти дни заканчивались выступления знаменитых итальянских певцов – Ансельми и Титто Руффо. Ансельми считался главным его соперником, это был певец одного с Собиновым амплуа, столь же красивый и любимый зрителями.

Мадридская публика считалась не менее экспансивной, чем итальянская, и очень опасной для певцов. Испанские театральные обычаи были таковы, что малейшая оплошность артиста, неудачно взятая нота служили поводом к срыву целого спектакля. После такого провала певец мог уже не трудиться ездить в Мадрид.

Как и в Италии, испанская публика более всего ценила в певце искусство пения. В одном из писем Л.В.Собинов особо подчеркнул: «…здесь ценится тонкость и прочувствованность исполнения…»

У испанских театралов было много хороших традиций: так,  например, они  были далеки от чувства предвзятости и преклонения перед авторитетами. Если неизвестный певец пел лучше предшественника, вчерашний кумир тотчас развенчивался. Но зато память о больших певцах, завоевавших любовь  мадридцев,  передавалась из поколения в поколение.

Это радовало Собинова, но было и такое, что его огорчало. Он был недоволен декорациями, балетом, хором. Но при этом с большой похвалой отзывался об оркестре Королевского театра.

Вскоре после приезда в Мадрид Л.В.Собинов приобрел «Путеводитель по Испании» Бедекера на французском языке, начал знакомиться с городом, изучать испанский язык В конце мадридских гастролей, длившихся около месяца, Собинов уже свободно понимал испанскую речь и даже мог немного изъясняться. И язык, и народ чрезвычайно ему нравились. Певец стремился использовать всякую возможность, чтобы ближе познакомиться с культурой и искусством Испании. Он обратил внимание на общность испанских напевов с черкесскими и русскими, а это ещё раньше отметил композитор М.А.Балакирев.

В Испании Л.В.Собинов готовился спеть три оперы: «Манон» Ж.Массне, «Мефистофель» А.Бойто и «Искатели жемчуга» Ж.Бизе.

Партию де Грие в «Манон» певец только что с триумфом спел в Италии в театре Ла Скала, и имел там прекрасную прессу. В Испании его предостерегали, что неразумно начинать гастроли с партии, в которой несколько дней назад перед мадридцами выступал Ансельми. Но Собинов знал, что его сила в лирическом пении, а уж в «Манон» он мог показать всю гибкость своего голоса, всю красоту тембра и идеальность mezza-voce. Уже после первого выступления 17 января 1908 года испанская публика и пресса признали Собинова первоклассным певцом, и впервые в зале прозвучало: «el gran Sobinoff». С таким же успехом спел он и в опере «Мефистофель».

Но самый большой успех Л.В.Собинову в Испании принесло выступление в опере «Искатели жемчуга». Последний исполнитель партии Надира, любимец Испании, известный во всей Европе тенор Гайаре, пел в этой опере накануне смерти, после этого на мадридской сцене опера эта не ставилась 18 лет. Ни один певец, гастролировавший в Испании, не решался нарушить этот «обет молчания».

Хулиан Гайаре, уроженец Пиренеев, после окончания Мадридской консерватории совершенствовался в Милане. Исключительной красоты голос и одухотворенность исполнения выдвинули его в ряды первоклассных певцов итальянской школы. Гайаре, относившийся к себе весьма критически, не раз уходил на время со сцены и брался за совершенствование своего мастерства. Собинов, услышав восторженные отзывы о Гайаре, припомнил, что слышал о нём. Испанский певец пел в России и его, как необычайно одарённого, выделял из состава итальянской труппы сам П.И.Чайковский.

Спектакль «Искатели жемчуга» стал настоящим праздником для мадридцев. Был он праздником и для Л.В.Собинова. Русский певец с честью выдержал испытание: мадридская публика бурно его приветствовала. Успех артиста ещё более возрос на втором спектакле, когда он, к большому удовольствию публики, поднял заключительную  ноту на октаву  вверх, как это делал Гайаре.

26 и 28 февраля 1908 года газета «El Imperial» писала: «…Вчера вечером Собинов исполнил с большим успехом эту незабываемую арию, и притом, по желанию публики, должен был спеть её дважды. Он с успехом исполнил всю свою партию в этой опере, которую он хорошо знает,  чувствует и чудесно поёт… Этим спектаклем Собинов заканчивает свои блестящие гастроли  этого сезона в Королевском театре и уезжает любимцем публики…», «Это произведение как бы специально создано для Собинова. Бесспорно, талант этого во многих отношениях выдающегося московского тенора находится в полном расцвете; его голос такой задушевный и гибкий, что дуэты и арии из этого произведения Бизе звучат в его исполнении, как не звучали ни у кого другого…»

Много лет спустя, в 1970-е годы, когда дочь певца Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль приезжала в Испанию, ей рассказывали подробности гастролей её отца, и с особенным восторгом упоминали о выступлении Л.В.Собинова в «Искателях жемчуга».

В один из дней Л.В.Собинов посетил посольство России в Мадриде, где его принимал атташе барон де Бер. В посольстве состоялся концерт великого российского оперного артиста.

Намечалось выступление Л.В.Собинова перед Альфонсом XIII и его семьёй, однако оно не состоялось из-за траура по королю и наследному принцу Португалии, погибшим в Лиссабоне в результате теракта. Тем не менее, во дворце был дан камерный концерт для матери монарха, вдовствующей королевы Марии-Кристины. Вскоре после этого Л.В.Собинов получил грамоту Министерства двора Испании и был награждён орденом Изабеллы Католической за активную помощь пострадавшим от землетрясения в Калабрии в 1908 году.

Гастроли в Испании многому научили Л.В.Собинова. И, прежде всего, они дали ему возможность постичь душу испанского народа. «Не постановками, не роскошью жива испанская душа, - писал он позднее, - а звуком, исходящим из уст. И когда удаётся певцу ревниво следящую за ним аудиторию захватить и исторгнуть из неё вздох удивления, - то это значит, что было действительно хорошо… Когда вместе с залом аплодирует и хор, и рабочие сцены, и сторожа – вот это значит, что искусство в этот момент исполнило свою первую священную заповедь – оно дошло до человеческой души… Я уехал из Мадрида в десять раз опытнее того, каким приехал. Я сам научился говорить с душой слушателя. И вот этим–то я считаю себя обязанным этой невоздержанной, иной раз беспощадной публике райка.…За это я благодарен Испании безмерно».

Специально для «Комсомольской правды в Испании»

Алла Аносовская

Директор Мемориального дома-музея

Л.В.Собинова в Ярославле

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2008, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"

 

Hosted by uCoz