Главная | История | Российско-испанские связи
Белый дом в центре Мадрида

С начала XVIII века, когда дипотношения между двумя странами приняли постоянный характер, и вплоть до самого конца XX века российские миссии, представительства и посольства не имели в Испании собственного здания, довольствуясь арендуемыми помещениями. При этом каждый новый посланец России, в зависимости от толщины своего кошелька и личных вкусов, менял дислокацию дипломатической миссии. Именно поэтому все многочисленные попытки исследователей выяснить, где же в испанской столице обитали российские дипломаты хотя бы в начале прошлого века, закончились безрезультатно. Лишь в последней четверти XX века, после смерти Франко и восстановления прерванных почти на 40 лет дипотношений, вопрос о возведении постоянного здания для посольства СССР начал решаться.

Дипломатические отношения между СССР и Испанией были восстановлены 9 февраля 1977 года. Спустя три года встал вопрос о строительстве советского посольства в Мадриде. Вряд ли кто-то мог предполагать тогда, с какими трудностями придется столкнуться нашим дипломатам.

Поиск подходящего места для будущего посольства принес с собой множество затруднений. Испанское государство не могло предложить советской стороне ни купить какое-либо здание, ни арендовать его. Как оказалось, в Испании просто не существовало в государственной собственности ни недвижимости, ни земли. Тем не менее, нашей дипмиссии предоставили полную свободу действий при решении «жилищного вопроса», и этот факт, надо сказать, явился большой победой советской дипломатии – во времена Франко ни одно социалистическое государство не имело права иметь недвижимость в Испании.

Перед сотрудниками миссии встала непростая задача. Никто понятия не имел, с чего начинать, и что именно – покупка здания или земли, либо их долгосрочная аренда – было бы предпочтительней. Неопределенность усугублялась тем, что Москва, дав принципиальное согласие, не выделила на эти цели ни единой песеты. Тем не менее, вскоре был найден отличный, как казалось вначале, вариант: близ пересечения центральных городских артерий обнаружился пустырь в полтора гектара с развалинами каких-то бараков и несколькими старыми деревцами, обнесенный покосившейся бетонной стеной с ржавыми воротами и обильно поросший сорняками. Место было идеальное – располагаясь на высоком холме в непосредственной близости от центра, оно одновременно было хорошо защищено от городского шума рядами жилых домов. Посольство ни одной страны не могло бы похвастаться таким удачным расположением. Настораживала лишь странная дисгармония: сложно было представить себе такой огромный пустырь там, где обычно нет ни клочка незастроенной земли.

Это действительно было неспросто. Пустырь, как объяснили в мадридском муниципалитете, «имеет некоторый изъян». Согласно столичному плану застройки, на нем было запрещено возводить сооружения высотой более 6 метров (высота двухэтажного здания). При таких условиях о строительстве здесь консульства не могло быть и речи, однако положение становилось практически безвыходным: найти в Мадриде другой свободный участок земли такой площади не представлялось возможным, не говоря уже об удобстве расположения. Выяснилось, что раньше здесь стояли военные казармы, а позже землю купил крупнейший в Испании частный банк с намерением построить центральный офис. В течение многих лет банк боролся с муниципалитетом, пытаясь добиться снятия ограничения по высоте, но так и не преуспел.

К счастью, муниципалитет образца эпохи Франко доживал тогда свои последние дни. Вскоре состоялись муниципальные выборы, и новое городское начальство пошло навстречу советским дипломатам: было получено разрешение на строительство особняка высотой 5 этажей. Мэрия также разрешила увеличить площадь здания, однако взамен попросила отдать в собственность города 15% земли. Общая площадь участка сократилась до 1,35 гектара, но и этого было предостаточно. МИД СССР немедленно дал «добро» на покупку и выделил средства.

Проектирование здания посольства было поручено известному художнику Илье Глазунову. Решение об этом принимал лично министр Громыко, сторонник отхода от однообразной помпезной архитектуры, каковой традиционно отличались советские представительства за границей. Глазунову, по его словам, была дана полная свобода творчества, но свобода эта, разумеется, имела свой предел. В первую очередь его устанавливала мадридская мэрия, где надлежало утверждать готовый проект.

По первоначальной задумке, архитектурная композиция должна была символизировать дружбу между советским и испанским народами. В частности, боковые крылья здания предполагалось снабдить зубцами, подобными тем, что венчают стены московского Кремля, а центральную часть выполнить в виде фронтона, напоминающего королевский дворец в Эскориале. Именитый маэстро не подозревал, что украшенное зубцами строение… ассоциируется у испанцев с арабской крепостью. Задуманный же Глазуновым фронтон используется в Испании как архитектурный элемент церквей, что выглядело неуместно на здании советского учреждения. Такой облик, разумеется, вызвал полное несогласие чиновников муниципалитета, которые и в кошмарном сне не могли себе представить в центре испанской столицы помесь мавританской цитадели с католическим храмом. В итоге проект был несколько видоизменен и успешно прошел утверждение. Дело оставалось за малым – приступить к постройке, и тут совершенно неожиданно возникло новое препятствие.

Испанские власти упорно затягивали выдачу разрешения на строительство. Чем дальше, тем яснее становилось, что для этого есть не только организационные причины. Шли месяцы, сроки отодвигались вновь и вновь. Тем временем, на пустыре к изумлению его владельцев вольготно расположился… цыганский табор: железные ворота исчезли, а на принадлежащей СССР территории появились неопрятные лачуги, на веревках повисло белье, над кострами чадили котелки. В советское представительство посыпались жалобы недовольных соседей.

Как выяснилось позже, против начала строительства высказалось... военное ведомство Испании. Под пустырем проходил кабель, соединяющий расположенный неподалеку Генштаб с радиопередатчиком, посредством которого осуществлялась связь центрального командования с военными базами. Напоминание испанцам про договор о взаимопомощи в деле размещения дипмиссий никакого действия не возымело, и тогда советская сторона пошла на крайние меры: в Москве личным распоряжением Громыко была заморожена реконструкция здания, предназначавшегося для размещения посольства Испании.

И вновь решение проблемы стало возможным благодаря выборам – на сей раз государственным. Приход к власти социалистической партии позволил добиться переноса пресловутого кабеля (испанскому Генштабу это обошлось в круглую сумму, что, видимо, и было причиной его категоричной позиции). Тем не менее, из-за бюрократических процедур положительного решения пришлось ждать еще около года. На май 1984 года был запланирован официальный визит короля Хуана Карлоса в Москву, где должна была состояться церемония открытия посольства Испании. Лишь угроза срыва визита позволила, наконец, завершить формальности и подвести черту под 4-летней эпопеей – строительство началось.

Мы строили...

Когда строительство наконец-то началось, испанские СМИ уделили ему самое пристальное внимание. В СССР полным ходом шла Перестройка,  лидер которой на весь мир декларировал «новое мЫшление». Но в Испании, лишь десяток лет живущей по новым, демократическим законам, многие мыслили еще по-старому, считая, что любое  начинание СССР, этой «Империи зла», таит в себе двойное или даже тройное дно. Вот что можно было прочитать, например, 7 сентября 1988 года в «Blanco y Negro», приложении к центральной газете «ABC», в статье под названием «Кремлевский «бункер» в центре Мадрида».

«На огромном пустыре, расположенном в самой дорогой зоне столицы Испании, по соседству с самыми «деликатными» госучреждениями, такими как JUJEM и Министерство обороны, возводится нечто большее, чем просто новое посольство СССР. Располагая 16.118 кв.м земли и бюджетом, превышающим 8 млрд песет, русские работают от зари до зари, чтобы успеть все закончить к концу следующего года,  когда в Испанию, возможно, приедет с визитом главный русский правитель Михаил Горбачев. К тому времени это станет самым крупным зданием дипломатической миссии в Западной Европе: помпезная махина из железо-бетона, построенная в условиях строжайшей секретности и абсолютного молчания, при которых Испания лишь выкладывает кирпичи».

После столь впечатляющего вступления на нескольких страницах публикуются фотографии полупостроенного главного корпуса и схема расположения объектов на территории посольства. Невольное уважение вызывает доблесть испанских летчиков, сделавших аэрофотоснимки, и испанских укладчиков кирпича, добывших схему в условиях «строжайшей секретности», окружавшей строительство.

Преодолев режим «абсолютного молчания», испанские журналисты все же выведали  кто конкретно командует строительством. «В шесть вечера Михаил Лякин, неприметный и скупой на слова тип, ежедневно заканчивает свой 10-часовой рабочий день на улице Веласкеса. В этот момент другой тип по имени Виктор Каревасков, с миллиметровой точностью постриженный по тому же социальному шаблону, заступает на смену, которая продлится ровно столько же. Лякин – это мозг, изощренный специалист в системах контршпионажа в зданиях, которые СССР строит по всему миру. Каревасков – компьютер, инженер, досконально знающий все, что происходит на гигантской стройке. Михаил Лякин и Виктор Каревасков уже два года возглавляют строительство советского посольства на территории, выходящей сразу на четыре улицы. Есть и третий ответственный за строительство – Сергей Романовский, посол СССР в Испании.»

Строили...

Проанализировав добытые различными путями данные, испанские журналисты делают весьма смелые выводы.

«Наша страна, последовательно вступив в НАТО, КОКОМ и ЕС, стала узловым пунктом так называемого «разведывательного сообщества Запада». СССР держит в Испании около сотни функционеров, из которых 70 человек служат непосредственно в посольстве, расположенном в настоящее время на улице Маэстро Риполи, под боком у испанского генштаба. Еще 30 человек работает в различных коммерческих фирмах, культурных структурах и смешанных предприятиях. Но на самом деле СССР имеет не менее тысячи агентов, которые работают под различными прикрытиями в Испании. Вся эта шпионская сеть не имеет общего руководства.»

Совсем не трудно догадаться, к каким выводам подводит статья: чудовищная по размерам шпионская сеть, опутавшая ключевую в западном мире страну, потребовала единого современного центра управления. Каковым и должен стать «кремлевский бункер» в центре Мадрида.

«Новое дипломатическое представительство Москвы будет находиться в важнейшей зоне Мадрида, в непосредственной близости от весьма интересных учреждений. В радиусе чуть более двух километров находятся Министерство обороны, Генштаб, посольства США и Израиля. Совсем неподалеку находятся совместные испано-советские предприятия Sovispan, Prodag и Intramar. Стоит ли удивляться, что по соседству с будущим советским гнездом уже обосновались СЕСИД (испанская разведка), израильский МОССАД и, разумеется, американское ЦРУ.»

И, наконец, построили!.

Оставим в стороне химеры «холодной войны». Что же оставила нам, живущим в XXI веке, та гигантская стройка? Белый дом в центре Мадрида стал последним дипредставительством, построенным СССР, и первым посольством независимой России. Вот как выглядит официально описание посольского комплекса.

Комплекс зданий посольства Российской Федерации в Испании находится в Мадриде на улице Веласкес, дом 155.

Площадь земельного участка, на котором построен комплекс, составляет 15.873,47 кв. м (из них 3.538,9 кв. м занято строениями), и он находится недалеко от географического центра города, в престижной зоне испанской столицы.

Строительство комплекса велось с 1986 г. по 1991 г.

На участке построены: административный, представительский и жилые корпуса, составляющие единое здание, и отдельно стоящее здание Консульского отдела. На территории расположены также бассейн, спортивная и детская площадки, стоянка для автомобилей.

Представительский корпус выходит фасадом на улицу Веласкес. В нем расположены зал приемов, банкетный и музыкальный залы, «московская» и «петербургская» гостиные, кинозал.

Жилые корпуса примыкают к представительскому корпусу справа и слева, образуя фасад и крылья здания.

Художественным руководителем проекта был художник Илья Глазунов, автором первоначального проекта - архитектор А.П.Поликарпов. Группа художников под руководством И.С.Глазунова разработала проект декоративно-художественного оформления интерьеров представительских помещений посольства.

Из интервью Ильи Глазунова (июнь 2004 г.)

«Громыко предложил мне сделать эскиз фасада и всех интерьеров Посольства в Испании. На месте Посольства были голая земля, на которой жил цыганский табор.»

«Современные архитекторы воспользовались смертью Громыко. Архитектор Климочкин предложил фасад в духе турецких бань. Побывав в отделе строительства МИДа я понял, что дело дрянь. Поехал в Мадрид и исправил, что можно было в фасаде, внес изменения в зал приемов. Уже в Москве дозвонился до нового мининдел Шеварнадзе и все ему рассказал. Он вызвал начанильника отдела строительства: «Что за безобразие? На каком основании проект, утвержденный Громыко и коллегией МИДа, переделывается без ведома руководства?»

«Все-таки интерьеры остались за мной, мои ученики работали над росписью. Помню, как заммининдел Чаплин просил чуть ослабить красноту цвета на луже в Кремле, по которой идет Ленин с соратниками. Я объяснил ему, что, мол, отражаются знамена – свидетели революции. Он ответил, что дураков нет, все понимают, что Ленин идет по луже крови. Это было в то время, когда Горбачев еще не собирался отменять марксизм-ленинизм.»

«Первоначально в актовом зале наверху были гербы республик, где сейчас проживают 25 млн. русских, которым запрещают говорить на родном языке.»

«Стиль фасада получился «эскориальный». Я там хотел отразить архитектурные мотивы древнего Кремля. И все-таки  получилась не «коробка». Рабочие чертежи фасада по моим эскизам делала мастерская знаменитого испанского архитектора Кароля. Мне с большим трудом удалось уговорить МИД пригласить его в Россию. Он побывал в Москве, Питере, Суздале и прощаясь, сказал: никогда не предполагал, что в России существует такая красота.»

«Мне хотелось показать и рассказать испанцам и всем, кто будет посещать наше Посольство, о двух основополагающих началах в истории нашего государства российского – допетровской Москвы и Санкт-Петербурга. Московский зал напоминает кремлевские палаты 17-го века, его своды расписали Граббас и Ефимов. В Петербургском зале отражены традиции великой империи российской. В обоих залах витражи выполнены по моим эскизам.»

«Есть в посольстве и мои картины. В Пушкинском концертном зале висит пейзаж известного на весь мир Павловского дворца, который поражает своей красотой по сей день. Напротив – усадьба князя Юсупова (убийцы Распутина), жемчужина Подмосковья – Архангельское.  В Петербургской гостиной два пейзажа старого города: фрегат на Неве и Петропавловская крепость, - вдоль набережной идет таинственная незнакомка, воспетая Блоком.»

История Московского Кремля

Стены холла Посольства украшают 8 росписей, составляющих единый художественный цикл «История Московского Кремля», выполненные учениками Ильи Глазунова по его эскизам. Вот их краткое описание.

«Москва при князе Юрии Долгоруком. XII век». На высоком берегу Москвы-реки, на поросшем сосновым бором Боровицком холме, возводятся первые деревянные укрепления, стены и башни Кремля. Князь Юрий Долгорукий основал «град Москов» в середине XII века как пограничную крепость на юго-западном рубеже Великого княжества Владимирского.

«Деревянный кремль князя Ивана Калиты. XIV век». Во время татаро-монгольского ига, при князе Иване Калите, Москва становится центром земли русской. Развивается торговля со странами Запада. Москва богатеет. Русь собирает силы для решающей битвы за освобождение. Московский кремль, не раз страдавший от вражеских нашествий, еще построен из мощных дубовых стволов, но в граде уже появляются каменные здания, соборы и церкви. Со всех стран света съезжаются в «стольный град Москву» заморские гости, купцы. Завязываются торговые и дипломатические отношения.

«Выезд дружины князя Дмитрия Донского на Куликово поле. 1380 год». XIV век – решающий для становления Московского государства. Град Москва, уже опоясанный белокаменным Кремлем, становится одним из крупнейших городов Европы. Собрав все силы Руси под единым командованием, с благословения и с помощью великого собирателя земли русской Святого Сергия Радонежского, московский князь Дмитрий Донской, ведет свою рать на решающую битву на Куликовом поле, которая произошла в 1380 году у притока Дона реке Непрядве. Разгром татаро-монгольских орд хана Мамая стал первым шагом к освобождению Руси от 300-летнего ига.

«1613 год. Венчание на царство Михаила Романова». Закончилось «смутное время», остались в прошлом бесконечные узурпации трона, гражданские распри и иноземные нашествия. Народное ополчение, собранное князем Пожарским и купцом КМининым изгнало польских захватчиков из древних стен Кремля и освободило страну. Ивановская площадь между Успенским собором и Грановитой палатой – место, где проходит церемония венчания 16-летнего Михаила Романова, нового царя, избранного Земским собором. Начинается более чем 300-летний период правления династии, c именем которой связано немало славных страниц истории России. «Москва – третий Рим», – эта фраза со времен Ивана III символизировала преемственность Московского государства от Рима и Византии. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть!» – эти слова были подлинным девизом московских государей, наследников и хранителей духа великой восточной христианской империи.

«Приезд в Москву испанского посольства в конце XVII века». Московское царство в XVII веке – мощное государственное объединение, имеющее международное значение. Многие страны Востока и Запада стремятся завязать с ним дипломатические отношения. Интерес к связям с Москвой проявляла и Испания, в чьих владениях в Старом и Новом Свете «никогда не заходило солнце». Изображаемое событие – приезд и торжественная встреча послов испанского короля перед Теремным дворцом Московского Кремля.

«1812 год. Проводы Московского ополчения». Великая армия Наполеона неудержимо стремится к стенам Московского Кремля – сердцу России.  Вместе с регулярной армией древнюю столицу государства вышло защищать и московское ополчение. Простые русские мужики под командованием генерала Маркова и нескольких офицеров прямо с Красной площади уходят на Бородинское поле, где вместе с регулярными частями русской армии фельдмаршала Кутузова им предстоит отстоять русскую землю. Над колоннами ополченцев развеваются императорский штандарт и трехцветное гражданское знамя – будущий государственный флаг Российской Федерации.

«Революционная Москва в 1918 году». 25 октября 1917 г. в Петрограде произошла Октябрьская революция. Советское правительство во главе с В.И.Лениным прибывает в Москву, которой после 200-летнего перерыва возвращается статус столицы. Представители новой власти знакомятся с древним Кремлем. На фоне знаменитой на весь мир колокольни Ивана Великого развеваются красные знамена революции. Открывается  новая страница истории Московского Кремля.

«Салют Победы. 1945 год». Салют Победы 9 мая 1945 года у стен Кремля стал для всего мира кульминационным событием ХХ века. Победа над немецко-фашистскими агрессорами открыла новую страницу мировой истории. День Победы – это день великой радости победившего народа и день великой скорби о тяжелейших утратах, понесенных за долгие военные годы.

Авторы: Александр Пеунов и Андрей Грушин

При подготовке материала использованы мемуары Ю. В. Дубинина,

посла СССР в Испании с 1978 по 1986 год

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2005, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"

 

Hosted by uCoz