Евровидение: от А до Я

 

Из истории «Евровидения»

Фестивали Евровидения зародились в середине 50-х годов прошлого века, когда члены Европейского Вещательного Союза учредили специальный комитет, перед которым была поставлена задача наметить пути сплочения стран Европы вокруг программы легких развлечений. В Монако в конце января 1955 года этот комитет, под председательством гендиректора Швейцарского телевидения Марселя Безенона, выступил с идеей создания песенного конкурса, аналогичного самому популярному на тот момент фестивалю в Сан-Ремо, но транслируемого на всю Европу. Идея была одобрена и было решено, что первый «Гран-при Евровидения» пройдет весной 1956 года в Лугано, Швейцария.

В первом конкурсе приняли участие всего семь стран: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария и ФРГ. Правила разрешали каждому участнику спеть по две песни. При этом настоятельно рекомендовалось, чтобы песни были выбраны в национальном финале с участием публики, чтобы сделать соревнование максимально популярным. Каждый участник имел право выбрать язык, на котором он желал выступать. Время выступления ограничивалось тремя с половиной минутами. Порядок выступления определялся жеребьевкой, но участники могли выбрать, которую из двух своих песен они хотели бы исполнить первой. Победительницей первого «Гран-при» стала представительница страны-организатора швейцарская певица Лус Ассия с песней «Рефрен».

За почти 50 лет, которые прошли с первого конкурса, правила соревнования претерпели значительные измения. Существенно расширился и состав участников, особенно после распада сначала соцлагеря, а затем и некоторых стран, входивших в его состав – СССР, Югославии, Чехословакии. Увеличившееся количество стран заставило организаторов ввести принцип выбывания как в некоторых спортивных чемпионатах – участники, занимающие в конкурсе последние места, в следующем году на конкурс не попадают, а вместо них пробуют силы представители стран, находящихся как-бы во второй лиге европейской эстрады.

Ежегодные европейские песенные фестивали открыли миру немало звезд. В разные годы в конкурсе заявили о себе шведский квартет ABBA, Селин Дион, Тото Котуньо, Аль Бано и Ромина Пауэр, Клифф Ричард, Рафаэль, Хулио Иглесиас. Помнит «Евровидение» и немало анекдотов. Так, в 1973 году самый коммерчески успешный проект прошлого века, квартет ABBA, занял на отборочных соревнованиях в Швеции лишь 5-е место с песней «Ring, Ring» и, естественно, на конкурс не попал. Зато финал следующего года завершился убедительной победой участников ABBA, которые с песней-победительницей «Ватерлоо» начали свое триумфальное восхождение на вершины мировой славы.

Испания на «Евровидении»

Первая представительница Испании, Кончита Батиста, выступила в конкурсе 1961 года, состоявшемся в Каннах, Франция. Выступление получилось более чем скромным: набрав всего 8 очков за исполнение песни «Estando contigo», испанка заняла 9-е место среди 16 участников. Интересно, что Кончита не очень расстроилась и спустя 4 года, в 1965 году, вновь вышла на сцену конкурса. Песня «Que bueno, que bueno» в ее исполнении оставила европейскую публику абсолютно равнодушной – не набрав ни одного очка, Кончита заняла в итоге лишь 15 место.

Самый популярный испанский телесериал последних лет «Cuentame como paso» в первой же серии рассказал о том, как в Испании ждали победы на «Евровидении», что она значила для изолированной в те годы от остального мира страны, и как ликовали испанцы, когда на конкурсе 1968 года объявили победительницу. Ею оказалась певица Массиель, которая с незатейливой песенкой «Ла-ла-ла» (о чем еще можно было петь при Франко?) стала первой среди 17 участников. Второе место, неожиданно для всей Европы, занял суперпопулярный в те годы англичанин Клифф Ричард.

1966: Рафаэль, будущий кумир советской публики.

1968: Массиель первой доказала, что в Испании умеют петь «Ла-ла-ла»

Через год, в Мадриде, представительница Испании Саломэ (настоящее имя - Мария Роза Марко) с песней «Vivo cantando» снова стала победительницей... но не одна, а в компании с еще тремя участниками, представлявшими Англию, Голландию и Францию.

После двух столь успешных финалов, Испания стала бить из крупного калибра. В 1970 году от Испании выступил Хулио Иглесиас, который с песней «Gwendolyne» занял 4-е место. Через год Карина с песней «En un mundo nuevo» была второй. В 1971 году Хайме Морей занял лишь 10-е место, зато через год вокальный ансамбль Mocedades едва снова не выиграл Гран-при, заняв второе место с песней «Eres tu», которая в недавнем общеевропейском опросе была названа лучшей композицией, прозвучавшей на «Евровидении» за все годы.

1970: Хулио Иглесиас, едва «завязав» с футболом, взял в руки микрофон.

Также второе место досталось в 1979 году Бетти Миссиего с песней «Su cancion», а в 1984-м группа Bravo с песней «Lady, Lady» была третьей. В 90-е годы достойно представили Испанию Azucar Moreno (5-е место в 1990 году с песней «Bandido»), Серхио Далма (4 место в 1991 с песней «Bailar pegados») и Анабель Конде (2-е место в 1995 году с песней «Vuelve conmigo»).

Испанцы на «Евровидении» отличились не только успешными выступлениями и победами, но многочисленными курьезами. Кроме Кончиты Батисты дважды, в 1966 и 1967 годах, пытался добиться победы Рафаэль. Заняв соответственно 7 и 6 места, будущая испанская суперзвезда кинулся от отчаяния сниматься в кино, что принесло ему в результате сногсшибательную популярность среди советских женщин, увидевших молодого испанца в фильме «Пусть говорят». В общем, не прогадал. Нельзя не отметить, что испанские участники конкурсов «Евровидения» в 60-е и 70-е годы, занявшие высокие места, были обречены на успех в СССР. Государственная звукозаписывающая компания «Мелодия» откровенно замалчивала существование Beatles и Rolling Stones, но с удовольствием выпускала диски Кончиты Батисты, Рафаэля, Карины.

В середине 80-х Испания дважды попыталась «удивить» Европу. В 1983 году выступила Ремедиос Амайа, решившая познакомить континент с фламенко. Для пущей экзотики певица появилась на сцене босиком. Ухищрения не помогли: Европа, насмеявшись всласть, не дала испанке ни одного голоса и она заняла «почетное» 19-е место. Спустя два года Испания попыталась зайти с другого бока, отправив на конкурс Палому Сан Басилио – исполнительницу традиционных испанских песен, плохо вписывающихся в европейский диско-формат тех лет. И этот эксперимент с треском провалился, Палома была лишь 14-й. В последующие годы эксперименты были продолжены и представители Испании «успешно» занимали места во второй десятке.

К концу десятилетия было решено делать ставку не на экзотику, а на молодые подающие надежды дарования. В 1989 году Нина с песней «Nacida para amar» заняла 6-е место и, сама того не подозревая, открыла новейшую историю выступлений Испании на Евровидении. В течение 90-х годов испанцы то взлетали вверх, занимая места в первой пятерке, то стремительно срывались, занимая места в самом конце второго десятка.

В новом веке пришли новшества. Представлять Испанию на «Евровидении» было решено направлять не просто «подающих надежды», а доказавших это право на каком-либо отборочном конкурсе. В 2001 году страну представил Давид Сивера, один из лауреатов телеконкурса «Lluvia de las estrellas», и занял 6-е место с песней «Dile que la quiero». А еще через год был запущен проект «Operaciоn Triunfo», возглавила который Нина, стоявшая, как считается, у истоков возрождения испанской эстрадной песни в Европе. Роза в 2002 году и Бет в 2003 году хоть и заняли места ниже, чем когда-то сама Нина (7-е и 8-е соответственно), но возродили в стране былой энтузиазм и интерес к конкурсу, присущие 60-м и 70-м годам. В этом году Испанию на «Евровидении» вновь представит выпускник «курятника» Нины. На этот раз лучшим оказался Рамон, который как и его предшественницы Роза и Бет, хоть и является откровенно самодеятельным артистом, но наверняка будет поддержан всей страной.

«Русские» в Европе

Долгое время СССР, а затем и его осколки на Евровидении не выступали. Вообще все страны соцлагеря, пока он существовал, конкурс откровенно игнорировали, считая его претенциозным и отражающим ценности жизни, присущие лишь Западной Европе.

Первые певцы из стран бывшего СССР выступили на конкурсе 1994 года. Представившая Россию некая Юдифь (кто это? куда делась?) с песней «Вечный странник» стала 9-ой. В том же конкурсе дебютировали представители Эстонии и Литвы, которые заняли 24-е и 25-е места. Начиная с 1994 года россияне приняли участие в 7 конкурсах. Лучшие достижения – 2-е место Алсу с песней «Solo» в 2000 году и 3-е место дуэта Тату в 2003 году с песней «Не верь, не бойся, не проси». Подобно испанцам, Россия пыталась бить из крупного калибра, но с тем же успехом: Филипп Киркоров в 1995-м был лишь 17-м, Алла Пугачева в 1997-м выступила не намного лучше – 15-е место, «Мумий троль» в 2001-м стал 12-м.

2000: россиянка Алсу едва не отхватила «Гран-При»

А вот прибалтийцы были более успешны. Эстонцы, выступив в 9 конкурсах, имеют в своем активе одно первое место (Танел Падар и Дэйв Бентон с песней «Everybody’s» ) и четырежды занимали места в первой шестерке. Представители Латвии участвовали только в 4-х конкурсах, но имеют в своем активе «Гран-При» в 2002 году (Мария Наумова с песней «I wanna») и 3-е место в 2000 году. Певцы из Литвы также участвовали в четырех финалах, но особых лавров не снискали. Украина показалась на конкурсе лишь однажды: в 2003 году певец Олександр Пономарев решил «ошеломить» Европу, спев «испанскую» песню «Hasta la vista». В результате – 14-е место.

2002: пока «Роза Испании» поражала Европу английским припевом, Мария Наумова из Латвии стала первой.

Eurovision-2004

 В финале конкурса 2004 года, который состоится в Стамбуле 15 мая, выступят представители 24 стран. Впервые конкурс проводится по новой системе. 14 стран, успешно выступившие в прошлом году, попадают сразу в главный финал. Еще десять мест в финале получат победители полуфинала, который состоится 12 мая и в котором примут участие представители 22 стран.

Уже имеют гарантированное место в финале победитель испанского конкурса «Operaciоn Triunfo» Рамон, который выступит с песней «Para llenarme de ti» и победительница аналогичного конкурса «Фабрика звезд» россиянка Юлия Савичева с песней «Believe me».

Пробиваться сквозь полуфинал намерены представители Беларуси (Александра и Константин с песней «Мой Галилей»), Латвии (Fomins&Kleins, «Dziesma par laimi»), Украины (Руслана, «Дикие танцы», Литвы (Linas and Simona, «What Happened to Your Love») и Эстонии (Neiokoso, «Tii»).

Есть за кого поболеть, правда?

2004: Рамон, простой, совсем простой парень – новая надежда Испании.

2004: с гитарой наперевес «фабричная» девчонка Юлия Савичева едет покорять Европу. Испанская «босоножка» Ремедиос Амайа из 80-х отдыхает.

Мадрид, май 2004 года.

В сокращенном варианте опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" N18, 2004.

(c) 2004, Испанские Хроники

 

Hosted by uCoz