Главный символ Испании |
Шел 1956 год. Времена франкизма, голода, репрессий... А также фольклора, непомерной популяризации корриды, возрождения «истинной Испании». Именно в такой обстановке появился бык «Осборне», ставший впоследствии самым знаменитым символом страны. Силует быка, превратившийся затем во всемирно известную торговую марку, появился на свет благодаря стараниям Маноло Прието, художника-дизайнера, сотрудничавшего с рекламным агентством «Azor», которому поручили создать рекламную «фишку» для бренди «Veterano» производства торгового дома «Osborne». Эта семейная фирма из города Пуэрто-де-Санта-Мария (провинция Кадис) стала производить ликеры еще в 1772 году и искала какой-нибудь запоминающийся символ для одного из них. Так появилась казалось бы довольно тривиальная, но сразу запоминающаяся эмблема – силуэт грозного быка, неизбежно напоминающий о корриде, а значит - Испании. Предполагалось, что эмблема будет использована как в рекламной кампании, так и на этикетках бутылок. Уже через несколько месяцев, а точнее - в ноябре 1957 года, первые быки «колонизировали» испанские дороги. Появляясь один за другим в самых популярных у автомобилистов пунктах страны, они постепенно стали культурным символом и послужили источником вдохновения для таких деятелей искусства, как Дали, Альмодовар, Бигас Луна и других. Мало кто из иностранцев, хоть раз побывавших на Пиренейском полуострове, или интересующихся искусством, не знаком с плоским черным символом Испании. Эволюция До наших дней бычара дожил в несколько измененном виде. Первые быки были деревянными. Высота черного силуэта составляла «всего» 4 метра, а на боку быка имелась выполненная белой краской надпись «Veterano». Уже в 1961 году быки начали свою эволюцию. Семейная фирма «Tejada» резонно посчитала, что ремонтировать быков придется значительно реже, если делать их не из дерева, а из металлических листов. Тогда же быки «выросли» в высоту до 7 метров. Реклама действовала и приносила торговому дому «Osborne» хорошие доходы, но именно в тот момент случилось то, благодаря чему быки стали превращаться в легенду рекламного сектора: начали поступать первые «угрозы» в виде норм, ограничивающих использование рекламы вдоль автомобильных дорог. Дорожная полиция стала бить тревогу – слишком много водителей, рассматривая бесчисленные придорожные щиты и вывески, в результате оказывались на встречной полосе или в канаве. Первый закон о рекламе на дорогах, в котором говорилось, что любой рекламный щит должен быть расположен на расстоянии не менее 125 метров от дороги, был принят в 1962 году. С такого расстояния водители стали видеть быка совсем маленьким и, чтобы исправить положение, владельцы «Osborne» заказали быков вдвое большего размера. В 1988 году новый закон запретил любую рекламу на автострадах. Именно тогда с быков исчезло название торговой марки, но сами быки... остались. С 1990 по 1994 год многие ассоциации и частные лица даже организовали сбор подписей под требованием признать быка «культурным и художественным символом страны», чтобы таким образом вывести его из-под требований закона о рекламе. В 1994 году бык «Осборне» подвергся новой опасности. В силу вступил Общий регламент автомобильных дорог, согласно которому были убраны все без исключения рекламные щиты. И снова часть испанцев весьма активно протестовала против этой меры. Многие населенные пункты предложили свои земли, чтобы убранных уже быков вновь установили, а в некоторых провинциях даже провели голосование и по его итогам оставили быков возле дорог, вопреки требованиям центральной власти. Дальше всех пошли правительство Андалусии, потребовавшее признать быка «культурной ценностью», и правительство Наварры, принявшее специальный закон, разрешающий быкам «пастись» возле дорог этой автономии. Именно тогда продукт успешной рекламной кампании сделал исторический шаг. В ноябре 1994 испанский конгресс депутатов принял специальный закон, признающий быка «культурным и художественным элементом испанского пейзажа». А в декабре 1997 года Верховный суд страны также прекратил свою многолетнюю борьбу с быком и объявил «амнистию», признав силуэт частью культурного наследия страны. При этом, окончательный «приговор» гласил, что «они уже потеряли свой изначальный рекламный смысл и полностью слились с пейзажем; основанием для их сохранения служит безусловный эстетический или культурный интерес, который они представляют». В наши дни, спустя полвека после установки первого, на испанских дорогах все еще стоят более 90 быков «Осборне». Более того, следуя испанским колонизаторским традициям, быки, рекламирующие уже не столько бренди «Veterano» и торговый дом «Осборне», сколько саму Испанию, шагнули через океан и украшают также дороги Мексики. Страсти по быку За полвека своего существования бык воодушевлял не только художников и кинематографистов. Кое-кто видел в нем не простой коммерческий символ, а отождествлял его с политикой. Ортодоксальные националисты Каталонии, Валенсии и Балеарских островов давно уже объявили быку бойкот и один за другим черные силуэты исчезли с территорий этих автономий. А вот художник Хавьер Фигередо однажды превратил рекламный щит, расположенный на 535-м километре национального шоссе N-630, неподалеку от селения Касар-де-Касерес в... швейцарскую корову. Под покровом ночи он нарисовал на черном боку быка белые пятна, а также с помощью болтов прикрепил к силуэту железное вымя розового цвета. Теоретически бык продолжает оставаться коммерческим логотипом и никто, кроме «Osborne», не имеет права его воспроизводить. Несмотря на это, в сентябре 2005 года суд оправдал группу предпринимателей, которых обвиняли в незаконном изготовлении и распространении сувениров, повторяющих знаменитый силуэт. Защите удалось убедить суд, что делалось это исключительно в расчете на «людей, которые видят в фигуре быка национальный символ, а не марку конкретной фирмы». Позже, впрочем, судебное решение было опротестовано и отменено. Бык сегодня Около 90 быков, до сих пор украшающих испанский пейзаж, имеют весьма внушительные характеристики. Высота каждого из них от поверхности земли до кончиков рогов, составляет 14 метров, что соответствует высоте 4-хэтажного дома. Площадь силуэта составляет около 150 кв.м, а его вес – около 4 тонн. Общий же вес конструкции, включая подпирающие лапы быка металлические мачты и врытые в землю бетонные опоры, превышает 60 тонн. Каждый бык собран из 70 металлических пластин, которые скреплены между собой с помощью 1.000 болтов. Длина самой большой пластины составляет 190 см. Время, погода, а также регулярно случающиеся акты вандализма часто требуют ремонтных работ. На полную покраску одного быка расходуется около 75 литров черной краски. Бык «Osborne» против голода «Чтобы бороться с голодом в мире, нужна не только еда». Поддержать эту идею, принадлежащую общественной организации «Share Our Strength» («Раздели нашу силу») и направленную на борьбу с нищетой, в 2006 году присоединилась фирма «Osborne» вместе со своим знаменитым быком. Проект, получивший название «Art Bulls for Charity», был придуман с целью «переизобрести» главную эмблему «Osborne» и таким образом организовать сбор средств для благотворительных целей. Кионоактер Антонио Бандерас, дизайнер Агата Руис-де-ла-Прада, повар Ферран Адрия и другие знаменитости создали уникальную коллекцию, элементами которой стали фигуры быка в миниатюре, оформленные по-новому. К кампании присоединились также некоторые известные графические дизайнеры со всего мира. Коллекция «Art Bulls», открывшись в Нью-Йорке, затем объездила США с серией выставок и благотворительных мероприятий. По окончании этого тура, быков выставили на аукцион в Интернете, а все деньги, полученные от продажи, полностью были переданы общественным организациям, ведущим борьбу с детским голодом. Автор: Мария Нестерова Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2006, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"
Из коммерческого логотипа путем эволюции бык превратился в элемент испанского пейзажа и стал представлять культурную ценность.
Многие испанские муниципалитеты предложили свои земли, чтобы спасти быков «Осборне» от «истребления» центральными властями.
Испанские знаменитости с удовольствием воспользовались возможностью изобразить знаменитого быка по-новому.
Вариант быка работы известного дизайнера Армана Баси.
Дизайнеры Викторио и Луссино представляют своего быка «Осборне».
Бык «Осборне», переосмысленный кинозвездой Антонио Бандерасом.
Уже полвека бык не только украшает испанский пейзаж, но и выполняет свою изначальную функцию – красуется на бутылках с бренди «Veterano».
|