Главная | История | Однажды много лет назад

Древнейшая… и легальная

На фоне разгорающихся в последнее время дискуссий о необходимости легализации древнейшей профессии любопытно взглянуть на исторический опыт. Когда-то в истории Испании уже был период легализованной проституции – и иные из регулировавших ее законов даже по современным меркам выглядят весьма продуманными и прогрессивными.

В разные эпохи отношение к проституции в Испании сильно менялось – подчас на диаметрально противоположное. В течение всего нескольких десятилетий гонения и проклятия сменялись благосклонным общественным мнением и попустительством властей и церкви, а спустя три-четыре сотни лет для жриц любви вновь наступали неспокойные времена.

Пик гонений пришелся на XIII век, когда к преследованиям активно подключилась католическая церковь. В период с 1000 по 1300 год проституция фактически объявлена вне закона, а тех, кто ей занимается, изгоняют с позором. И тем не менее, уже к началу XIV века в обществе происходит повальная, как бы сейчас сказали, смена менталитета. Это принято связывать с нарастающей в народе популярностью так называемой натуралистической философии, восходящей корнями еще к Аристотелю. В нескольких словах ее приближенно формулирует популярная присказка «что естественно, то не безобразно». Дошло до того, что некоторые церковники, еще несколько лет назад клеймившие позором недостойное занятие, начали высказываться в пользу смягчения степени греховности плотских утех, ибо таковые «берут начало от самой природы» (т.е. от Бога). Грех сексуального контакта мужчины и женщины становится незначительным и вполне простительным. Часть богословов утверждала, что проституцию и вовсе нельзя считать прелюбодеянием, поскольку проститутка не получает удовольствие, а зарабатывает себе на жизнь и занимает важную, хотя и не слишком завидную социальную нишу. «Публичная женщина в обществе – что льяло на судне или клоака во дворце. Исчезни клоака, и весь дворец утонет в нечистотах.» Эта мысль хорошо гармонировала с опасениями демографической катастрофы, поскольку численность населения в XIV и XV веках стремительно сокращалась из-за постоянных эпидемий чумы, неурожаев и войн. Даже самые оголтелые моралисты начали оправдывать занятие древнейшей профессией, как способствующее борьбе с гомосексуализмом и сексуальным насилием среди молодежи.

С 1300 по 1500 год в стране открываются сотни вполне легальных домов свиданий. К этому нужно добавить, что концу XV века разразился серьезный экономический кризис, и в результате множество женщин из малообеспеченных семей были вынуждены пополнить ряды «ночных бабочек». Реформы, переживаемые католической церковью, отныне запрещают сводничество и устанавливают жесткие нормы контроля за рынком сексуальных услуг. Закрываются бывшие до сих пор в ходу общественные «бани с девочками», дома свиданий обносятся высокими заборами для защиты их тружениц и укрепления нравственности остальных слоев общества. Фактически эти реформы установили первые вешки на пути упорядочивания проституции в Испании, вступавшей тем временем в Золотой Век.

Увлечение законотворчеством, характерное для Золотого Века, не оставило, разумеется, без внимания и проституцию. Согласно действовавшим законам, заниматься таковой разрешалось не раньше, чем с 12 лет. Ни в коем случае не дозволялось идти в проститутки женщинам благородного происхождения – идеальной кандидатурой была либо сирота, либо отвергнутая семьей, либо появившаяся на свет от неизвестных родителей; кроме того, претендентка не должна быть девственницей. Судье, уполномоченному выдавать официальное разрешение, вменялось в обязанность провести предварительное собеседование и попытаться урезонить и отговорить претендентку. Специально приставленные врачи периодически обследовали состояние здоровья закрепленных за ними девушек. Раз в год, в пятницу Великого поста судебный пристав собирал проституток и вел в специально отведенную церковь, где священник читал им проповедь о вреде подобного занятия для бессмертной души, рассказывал о муках в Аду и убеждал сменить образ жизни. Практически во всех крупных городах существовали особые приюты для желавших выбрать себе другую стезю (в Мадриде это монастырь Раскаявшихся на улице Аточа).

Все жрицы любви подразделялись на категории. Самая низшая – так называемые «кантонерас» – доступные широким слоям вольные уличные проститутки, часть доходов которых составляла небольшая зарплата, выплачиваемая муниципалитетом. На следующей ступени иерархии располагались дамы, работающие на собственной жилплощади и пользующиеся услугами сутенера, в чьи обязанности входила поставка клиентов – богатых благородных донов. Наконец, высшая ступень пьедестала – красивые дамы с безупречной фигурой, именуемые на жаргоне «тусонас» и предлагающие свои услуги за баснословные деньги.

Дома свиданий имелись практически в каждом городе. В крупных городах они концентрировались в окрестностях резиденций власть предержащих, в портах и университетских городках. К середине XVI века в Мадриде работало более 80 публичных домов, расположенных в районе нынешних улиц Уэртас, Санта Мария, Сан Хуан и Амор де Дьос, Лавапьес и Антон Мартин. В одной Севилье было зарегистрировано 3000 проституток, а в Валенсии весь квартал Мальварроса являлся по сути одним гигантским борделем. Каждый дом свиданий отдавал значительную часть доходов на налоги и был обязан иметь лицензию муниципалитета, подтверждающую уровень санитарии и безопасность клиентов и работниц. В отношении последних ни в коем случае не допускалось грубое обращение.

С приходом к власти консервативно настроенного Филиппа IV трижды издавались распоряжения, запрещающие деятельность домов свиданий, однако никакого эффекта они не возымели. Единственное, чего добился новый монарх – это ношения проститутками темной вуали, скрывавшей половину лица, что, по его задумке, должно было отличать их от остальных женщин. Ситуация «почти легальности», образовавшаяся в те времена вокруг борделей, сохраняется до сих пор – формально они запрещены, на деле же власти смотрят на их существование сквозь пальцы.

 Автор: Андрей Грушин

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2004, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"

 

Hosted by uCoz