Древнейшая… и легальная |
На фоне разгорающихся в последнее время дискуссий о необходимости легализации древнейшей профессии любопытно взглянуть на исторический опыт. Когда-то в истории Испании уже был период легализованной проституции – и иные из регулировавших ее законов даже по современным меркам выглядят весьма продуманными и прогрессивными.
Пик гонений пришелся на XIII век, когда к преследованиям активно подключилась католическая церковь. В период с 1000 по 1300 год проституция фактически объявлена вне закона, а тех, кто ей занимается, изгоняют с позором. И тем не менее, уже к началу XIV века в обществе происходит повальная, как бы сейчас сказали, смена менталитета. Это принято связывать с нарастающей в народе популярностью так называемой натуралистической философии, восходящей корнями еще к Аристотелю. В нескольких словах ее приближенно формулирует популярная присказка «что естественно, то не безобразно». Дошло до того, что некоторые церковники, еще несколько лет назад клеймившие позором недостойное занятие, начали высказываться в пользу смягчения степени греховности плотских утех, ибо таковые «берут начало от самой природы» (т.е. от Бога). Грех сексуального контакта мужчины и женщины становится незначительным и вполне простительным. Часть богословов утверждала, что проституцию и вовсе нельзя считать прелюбодеянием, поскольку проститутка не получает удовольствие, а зарабатывает себе на жизнь и занимает важную, хотя и не слишком завидную социальную нишу. «Публичная женщина в обществе – что льяло на судне или клоака во дворце. Исчезни клоака, и весь дворец утонет в нечистотах.» Эта мысль хорошо гармонировала с опасениями демографической катастрофы, поскольку численность населения в XIV и XV веках стремительно сокращалась из-за постоянных эпидемий чумы, неурожаев и войн. Даже самые оголтелые моралисты начали оправдывать занятие древнейшей профессией, как способствующее борьбе с гомосексуализмом и сексуальным насилием среди молодежи. С 1300 по 1500 год в стране открываются сотни вполне легальных домов свиданий. К этому нужно добавить, что концу XV века разразился серьезный экономический кризис, и в результате множество женщин из малообеспеченных семей были вынуждены пополнить ряды «ночных бабочек». Реформы, переживаемые католической церковью, отныне запрещают сводничество и устанавливают жесткие нормы контроля за рынком сексуальных услуг. Закрываются бывшие до сих пор в ходу общественные «бани с девочками», дома свиданий обносятся высокими заборами для защиты их тружениц и укрепления нравственности остальных слоев общества. Фактически эти реформы установили первые вешки на пути упорядочивания проституции в Испании, вступавшей тем временем в Золотой Век. Увлечение законотворчеством, характерное для Золотого Века, не оставило, разумеется, без внимания и проституцию. Согласно действовавшим законам, заниматься таковой разрешалось не раньше, чем с 12 лет. Ни в коем случае не дозволялось идти в проститутки женщинам благородного происхождения – идеальной кандидатурой была либо сирота, либо отвергнутая семьей, либо появившаяся на свет от неизвестных родителей; кроме того, претендентка не должна быть девственницей. Судье, уполномоченному выдавать официальное разрешение, вменялось в обязанность провести предварительное собеседование и попытаться урезонить и отговорить претендентку. Специально приставленные врачи периодически обследовали состояние здоровья закрепленных за ними девушек. Раз в год, в пятницу Великого поста судебный пристав собирал проституток и вел в специально отведенную церковь, где священник читал им проповедь о вреде подобного занятия для бессмертной души, рассказывал о муках в Аду и убеждал сменить образ жизни. Практически во всех крупных городах существовали особые приюты для желавших выбрать себе другую стезю (в Мадриде это монастырь Раскаявшихся на улице Аточа).
Дома свиданий имелись практически в каждом городе. В крупных городах они концентрировались в окрестностях резиденций власть предержащих, в портах и университетских городках. К середине XVI века в Мадриде работало более 80 публичных домов, расположенных в районе нынешних улиц Уэртас, Санта Мария, Сан Хуан и Амор де Дьос, Лавапьес и Антон Мартин. В одной Севилье было зарегистрировано 3000 проституток, а в Валенсии весь квартал Мальварроса являлся по сути одним гигантским борделем. Каждый дом свиданий отдавал значительную часть доходов на налоги и был обязан иметь лицензию муниципалитета, подтверждающую уровень санитарии и безопасность клиентов и работниц. В отношении последних ни в коем случае не допускалось грубое обращение. С приходом к власти консервативно настроенного Филиппа IV трижды издавались распоряжения, запрещающие деятельность домов свиданий, однако никакого эффекта они не возымели. Единственное, чего добился новый монарх – это ношения проститутками темной вуали, скрывавшей половину лица, что, по его задумке, должно было отличать их от остальных женщин. Ситуация «почти легальности», образовавшаяся в те времена вокруг борделей, сохраняется до сих пор – формально они запрещены, на деле же власти смотрят на их существование сквозь пальцы. Автор: Андрей Грушин Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2004, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании" |