Санферминес

 

Испанские Хроники -> Праздники

Сигналом к началу праздника является знаменитый "чупинасо" - запуск небольшой ракеты с главного балкона мэрии, расположенной на площади, до отказа заполненной тысячами людей, также, как и все близлежащие улицы.

Санферминес (или Сан Ферминес) - один из самых знаменитых праздников в мире. Но вопреки распространенному мнению, покровителем Памплоны - города, где ежегодно проводится Санферминес, является вовсе не Сан Фермин (французский святой с весьма сомнительной репутацией), а Сан Сатурнино. Чествование же Святого Фермина проходит  совсем в другие cроки независимо от Санферминес. Но эта и другие неточности не имеют никакого значения для многочисленных почитателей праздника, съезжающихся  со всех концов планеты. 7-го июля, или точнее 6-го, начинается неделя народных гуляний, проходящих в историческом центре Памплоны.

Знаменитый далеко за пределами Испании праздник, столь ярко описанный Эрнестом Хемингуэем, длится до 14-го июля. Улицы в этот период круглые сутки заполнены памплонцами, приезжими испанцами и иностранцами. В программе фиесты: опасный ежедневный загон быков в стойла, которому пытаются подражать в некоторых других городах Испании, вечерние корриды, музыка, всеобщий праздник, еда и питье в любое время дня и ночи. Все это дополняют более спокойные мероприятия: спектакли для детей, фольклор Страны Басков, экзотические представления  - на этом празднике всему находится место.

Происхождение Санферминес

В средние века Санферминес зародились в Памплоне как ярмарка, совпадающая по срокам с христианскими религиозными праздниками, которые, в свою очередь, имеют более ранние корни, уходящие во времена язычества. В начале XIII века в Памплоне в самом начале лета, после праздника Сан Хуана (Ивановой ночи), проводились коммерческие выставки. За Сан Хуаном шел Сан Педро, а потом, через месяц, Сантьяго - 25-го июля. Посредине, Сан Фермин (как один святой среди многих, но не как покровитель Памплоны). Так что в Средневековье, в начале лета ярмарки, выставки и религиозные праздники чередой проходили в течение целого месяца.

На ярмарки в Памплону стекались торговцы, скотоводы и жители окрестных деревень, просто желавшие весело провести праздники. В какой-то момент во время ярмарок стали организовываться корриды. Так зародилость (предположительно - в конце XVI века) то, что сегодня мы называем Санферминами.

Есть и другая связанная с Санферминами дата. Уже осенью, 10 октября, начиная с 1324-го года, по указу короля Карла I Наваррского (он же Карл IV Французский) в Памплоне проводилась еще одна, длившаяся 7 дней, ярмарка, также приуроченная к религиозным празднествам. Спустя полвека, в 1381-м году, по указу короля Карла II Наваррского, эта ярмарка превратилась в вольную.

Эти две ярмарки-праздненства, в начале и в конце лета, позднее объединились в одну, которая стала проходить в июле, когда в Наварре стоит самая хорошая погода. Как и сейчас, начиналась она  7-го числа 7-го месяца, то есть - 7 июля. Между тем до сих пор, в конце лета, празднуются так называемые "санферминес чикис" (маленькие санферминес), но это уже только для "внутреннего пользования" местных жителей.

Сохранились документальные свидетельства того, как этот праздник проводился в давние времена. Праздник, начавшийся 7 июля 1591 года, мэрия анонсировала следующим образом: "Турнир с копьями на площади Дворца. Театр: "Комедия и Трагедия счастливого Сан Фермина". Танцы, шествие по улицам. И конечно - коррида". Как видим, несколько обязательных мероприятий в программе Санферминес появились еще в конце XVI века.

Шли века, но мало что менялось - Санферминес продолжал оставаться местным праздником, с ярмарками и религиозными шествиями, посвященными началу лета. И так год за годом, век за веком.

100 песет на всё про всё

Приблизительно с 1950 года праздник начал быстро меняться. В первую очередь благодаря тому, что в Наварре заметно вырос уровень жизни. Наши деды копили весь год, чтобы развлекаться на праздниках, и обладатель тогдашних 100 песет во время Санферминес мог себе ни в чем не отказывать. Сегодня этих денег - чуть больше половины 1 евро - не хватает даже на маленький стаканчик вина. Наварра сегодня имеет один из самых высоких доходов на душу населения в Испании и это обстоятельство не могло не сказаться на ценах, которые еще выше "подскакивают" во время Санферминес.

Еще в середине ХХ века участниками Санферминес были лишь памплонцы, к которым присоединялись жители  окрестных мест. Обедали и ужинали они обычно дома, заходя в таверны лишь для того, чтобы выпить вина, которое, как и в наши дни, на Санферминес далеко не лучшего качества - перевозбужденная праздником публика выпьет что угодно. В Памплоне тогда было примерно 20.000 жителей и люди собирались на Консисторской площади для того, чтобы поприветсвовать членов городского совета и сопроводить их в церковь Сан-Лоренсо. Там, в часовне Сан Фермина, как и сейчас, 6 июля проходила служба, после которой все возвращались, снова по главной улице, на площадь перед мэрией. В обязательную программу праздника больше практически ничего не входило. Разве что танцы на дворцовой площади, и конечно же, вечерние корриды с предваряющими их утренними загонам быков на арену.

Спасибо, Хемингуэй!

В последние полвека Санфермины менялись столь же быстро, как менялось общество. Сегодня они почти утратили свою религиозную составляющую, а сопровождение народом членов городского совета в церковь превратилось в акт протеста, получивший даже собственное название "ряу-ряу". В последние годы из-за беспорядков, которые его сопровождали, этот древний обряд вообще прекратил свое существование.

Куда делись те 100 песет, на которые неделю "гуляли" наши деды? Сегодня любой памплонец тратит в тысячу раз больше за неделю всемирно знаменитого праздника. Дешевое вино коренные памплонцы почти не употребляют, только марочное. Теперь их самый любимый напиток на Санферминес - шампанское. Полвека назад в Памплоне было всего-то с десяток таверн; сейчас в городе и окрестностях имеется более тысячи баров и ресторанов с великолепной кухней и ценами, шокирующими приезжих из других областей Испании. Население Памплоны увеличилось в 10 раз, превысив уже 200.000, а арена, где проводятся корриды, третья в мире по вместительности трибун.

Начиная с послевоенных лет и во многом благодаря творчеству Хемингуэя, все больше и больше иностранцев приезжает на праздник. Сначала стали приезжать французы, причем не только из южных французских провинций, но и из "глубинной" Франции, немцы и американцы. Потом англичане, скандинавы, австралийцы, новозеландцы.... Не существует никакой статистики, но, возможно, во время Санферминес иностранцев в городе оказывается не меньше, чем коренных жителей. К тому же, многие памплонцы, спасаясь от шума и вселенской суеты, предпочитают покидать город на праздники. По самым грубым оценкам, во время Санферминес в старой части Памплоны площадью примерно 500.000 кв. м. собирается 250-300 тысяч людей.

Опасный пробег

Всеобщее желание хорошо провести праздники способствует поддержанию спокойной обстановки, никогда во время Санферминес не было серьезных происшествий. По настоящему опасная обстановка царит лишь во время утренних загонов быков на арену для корриды. На старых фотографиях можно увидеть лишь сотню, а то и меньше бегунов. В наши дни людей, бегущих перед тем же количеством быков, по тому же маршруту, те же несколько минут загона, собирается тысяч 15, если не больше. И в этом заключена большая проблема Санферминов - не большой наплыв народа на праздник вообще, а всеобщее желание утром оказаться на мкршруте, по которому проводится загон. Но настоящей бедой Санферминес является слабая подготовка большинства бегунов, приезжающих в Памплону из других мест. Насмотревшись телерепортажей, люди приезжают, чтобы, проявив свою отвагу, пробежаться рядом с быками и абсолютно не отдают себе отчета, насколько опасны их рога и что каждый из них весит более полутонны.

Как и столетия назад, когда зародился этот праздник, быстрый бег стада на рассвете, звонкие удары копыт по булыжой мостовой завораживают очевидцев, заставляя их снова и снова возвращаться в Памплону в июле. В загоне, в котором не так уж и давно участвовала лишь пара сотен молодых людей, в наши дни принимают участие тысячи бегунов, одетых в традиционный праздничный наряд памплонцев - белые рубаха и штаны, красные пояс и шейный платок.

Профессионалы загонов утверждают, что самая большая опасность во время бега исходит вовсе не от быков, а от туристов, не спавших всю ночь праздника и в пьяном угаре решивших продемонстрировать свою удаль, пробежав с быками. Между хороший бегун прекрасно отдает себе отчет, насколько опасным является загон быков в Памлоне. Именно поэтому он ночью накануне забега спит не менее 8 часов, использует спортивную обувь и бежит не весь маршрут, а сколько сможет, искоса наблюдая за быками, но никогда не привлекая к себе их внимания.

Правила, которых придерживаются профессионалы, довольно просты. Быка во время загона нельзя трогать - это может создать очень опасную обстановку. Не зря же стадо сопровождают пастухи, всегда готовые огреть палкой нарушителей этого простого правила. Еще одно правило: упавший, несмотря на то, что рядом с ним ударяют о мостовую копыта, должен лежать не шевелясь - бык, как правило, препятствие перепрыгивает, а не наступает на него. Люди, не знакомые с повадками быков, упав, инстнктивно сразу же начинают вставать, и бык всю свою ярость сосредотачивает на них. Если бык уже бежит целенаправленно на человека, следует "нырнуть" под ограждение улиц. Если за спиной лишь стена ближайшего дома, лучше прижаться к ней и не шевелиться. Но ни в коем случае не надо этого делать на в том участке маршрута, где улица резко поворачивает. На этом повороте быки часто падают, и человек у стены может быть попросту раздавлен животным, потерявшего равновесие.

Коррида как таковая

Для многих приезжих именно утренние загоны быков являются изюминкой Санферминов. Тем не менее, главная составляющая праздников все же серия коррид, проводимых по вечерам.

Задолго до начала праздников Памплона обклеивается афишами предстоящих коррид, оповещающих об их участниках - заводчиках быков и тореро. Арена, на которой проводятся корриды, был построена в 1922-м году, является третьей по величине в мире и принадлежит Дому Призрения, который организует корриды в пользу тех, кто его населяет.

Почти все билеты на 7 коррид в течение 7 основных дней Санферминов (7-14 июля) распространяются по абонементам, которые обычно распроданы еще с прошлого года. В билетной кассе продаются лишь незначительные остатки. Впрочем, всегда можно купить билеты с рук, но, естественно, с "наценкой".

Удивительно, но факт: в самой Памплоне почти нет любителей корриды и огромная арена закрыта в остальную часть года. Она открывается только во время Санферминов и тогда бывает забита под завязку. На трибунах памплонской арены, как и положено, есть солнечная и теневая сторона, но они непохожи друг на друга куда больше, чем в других испанских городах.

Люди, занимающие солнечную сторону, приходят на корриду повеселиться. Они идут посмотреть корриду, поесть с друзьями, подурачиться, облить друг друга пенистым вином. В Памплоне даже существует такое понятие, как "санферминские компании" - группа людей, всречающихся и общающихся между собой только во время это шумного праздника. На трибунах они прыгают, поют, танцуют, организуют шумные протесты против не понравившихся тореро. Они выходят с трибун, переодеться и поужинать домой, и снова возвращаются на улицу, чтобы продолжить праздник.

Люди, приходящие на теневую сторону, идут посмотреть корриду, и для того, чтобы их увидели. Они одеты в летние костюмы, шляпы, имеют бинокли, и смотрят искоса на солнечную сторону. Некоторые из них - знатоки корриды, но таких мало. Другие, большинство, пытаются казаться таковыми - в основном, это те, кто приглашает друзей в Памплону на эти дни, и, хотя у них есть тайное желание быть с друзьями на солнечной стороне, они остаются на престижной теневой, хотя там не намного прохладней.

Одной из отличительных особенностей памплонских коррид являются быки. В других условиях они были бы центром праздника - за неделю забивается 48 быков, из них 6 однолеток (на утренних фестивалях). Быки привозятся из Андалусии или центральной Кастилии, иногда с юга Наварры в закрытых машинах, и проделывают по 500 и более км. В других городах быки дожидаются корриды в стойлах на самой арене. Но в Памплоне бык пребывает поочередно в трех местах: стойлах Газ (названных так потому, что они расположены на месте старой, ныне исчезнувшей фабрики газа), в небольших стойлах на улице Санто Доминго, где они проводят ночь перед забегом, и в стойлах, принадлежащих арене, откуда бык выходит только для того, чтобы быть убитым. Знатоки утверждают, что быки в Памлоне очень серьезны и опасны, падают во время боя реже, чем другие, возможно потому, что их тщательно отбирают, и также благодаря разминке во время забега в день корриды.

Мадрид. Февраль 2002.
(c) Испанские Хроники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz