Сан Блас

Испанские Хроники -> Праздники

В Стране Басков в длинной череде зимних сельских праздников перед Карнавалом особо выделяется день Святого Власия (Сан Блас), 3 февраля. Издавна в этот день устраивалась ярмарка скота. На ярмарке в Абадиньо в этот день в основном продается крупный рогатый скот местных мясных пород.

Еще перед восходом солнца в маленький и тихий городишко начинают съезжаться грузовики со скотом. Ярмарка располагается на своем привычном месте, там же, где она проводилась десятилетиями. Старые маленькие домишки постепенно вытесняются многоэтажками, на фоне которых быки и коровы смотрятся по меньшей мере странно. Но ярмарка об этом не задумывается. Все свободное пространство занимают навесы, где привязаны животные, и прилавки, где продают всевозможные продукты местного производства. С самого раннего утра начинают подходить посетители. К городку ведет еще римская дорога, от которой остался кое-где метр-другой старательно уложенных камней. Вся она запружена народом, спешащим на ярмарку. Покупать корову станет далеко не каждый, но не побывать в этот день на ярмарке значит нарушить давние традиции.

Чем ближе подходишь к городку, тем труднее становится пробираться сквозь толпу. В воздухе пахнет жарящейся колбасой, слышно пение берчолари - певцов, которые поют свои стихи а капелла. Их стихи имеют один и тот же традиционный размер. Для того, чтобы оценить пение, нужно не только знать баскский язык, но и понимать местные диалекты. У подмостков толпятся любители этого жанра, слышатся рукоплескания, встречающие особо удачное высказывание певца.

За подмостками, где выступают берчолари, находятся "виновники торжества" - коровы. В этом году крестьяне остались недовольны. В прошлые годы им удавалось уехать домой, продав почти весь скот, но в этом году из-за "коровьего бешенства" торговля шла плохо, ярмарка была больше похожа на выставку. Но все же можно было увидеть, как скупщик скота и крестьянин жмут друг другу руки, договорившись о цене, и покупатель достает пачку банкнот - кредитные карточки тут не приняты. Можно расплатиться и после ярмарки, люди знают друг друга годами, данное слово не нарушается никогда.

За коровами стоит навес с лошадьми. В основном продают местную породу потьока или помеси. Лошадка эта маленькая, крепкая, как раз приспособленная к работе в горах. Рядом с лошадьми привязывают ослов. Перекупщики лошадей в основном цыгане, как же без них! Лошади и ослы постепенно были вытеснены из хозяйства техникой, и местная порода лошадей была под угрозой исчезновения. Были приложены немалые усилия, чтобы сохранить породу.

Еще дальше продается всевозможный посадочный материал, как для сада, так и для леса. Лес здесь имеет большое хозяйственное значение из-за развитой бумажной промышленности. А те, кто не имеет ни клочка земли, могут купить рассаду цветов и декоративных кустиков для своих балконов.

Время близится к полудню, свежий воздух нагоняет аппетит. Этому способствует и вид продуктов, выставленных на продажу. Чего тут только нет! Мед, самый разный: цветочный, вересковый, мед с пыльцой, прополис. Вина местного производства, кислые белые чаколи. Конечно же, сидр, король местных напитков. Орехи, самый разный перец, овечьи сыры, домашние варенья, выпечка. Обязательно нужно купить роскильяс де сан Блас - выпечку в виде баранки, облитой сахарной глазурью и остро пахнущую анисом. Десяток таких баранок нанизываются на веточку лавра. Там же продают и веревочки святого Власия, освященные в церкви утром. Их носят на шее, и верят, что уж в этом году веревочка предохранит от ангины и гриппа.

Пробираемся к навесу, где продают тало. Это кукурузная лепешка, которую делают тут же женщины в национальных костюмах. В лепешку заворачивают жаренную колбаску. Публика берет свой тало, чаколи, и отходит от стойки, вспоминая те времена, когда тало было обычной каждодневной едой, и сопровождался не колбаской, а стаканом молока.

Уже начинают разогреваться рубщики бревен и подниматели камней (аррихосацайле). Это традиционные сельские виды спорта, очень любимые и собирающие немало публики. Но основное состязание впереди - иди пробак (состязание волов). Раньше волы использовались на всех тяжелых работах, но с появлением тракторов они стали не нужными. Если бы не иди пробак, никто бы и не стал держать пару волов в хозяйстве.

Для иди пробак в Абадиньо существует особая постройка, проба леку. На каменном полу стоит большой камень, в который запрягут волов. Трибуны заполнены. Снизу громко называют цифры. Это метры, которые волы могут протянуть камень. Делайте ваши ставки! Снизу вверх летает теннисный мячик, в который играющие вкладывают деньги. Ворота в противоположном конце проба леку распахиваются, и размеренно входят волы. Ярмо украшено кожаной накладкой с красными шерстяными помпонами, скрывающими их глаза. Речетатив становится громче и чаще. Играющие оценивают на глазок силу волов, делают последние ставки.

Наконец волов впрягают в камень, и застоявшиеся животные легко сдвигают 1920 кг с места, следуя за ведущим, как малые дети за матерью. Сзади еще один человек направляет камень. Если камень выйдет за разметку, волы будут сняты с соревнования. За волами едва поспевают юноши с ковшами на длинных ручках. Их задача - подхватывать на лету навоз. За всей группой бежит служитель с ведром опилок и метлой. Он старательно чистит пол вслед за волами, ведь на скользких камнях волы могут поскользнуться и сломать ногу. У противоположного конца проба леку волы и люди отдыхают полминуты, и снова тянут камень. И так круг за кругом. Вот уже 10 раз волы протянули камень из конца в конец проба леку, 20, 24, 30... И вдруг встали, тяжело дыша. Морда вся в пене, бока быстро поднимаются и опадают. Люди тоже устали. По залу прокатывается сдержанный шум. Кто-то поставил на 24 с половиной метра, кто-то на 30, кто-то на больше "гвоздей", то есть, расстояние между двумя противоположными концами проба леку. Ведущий волов заставляет их раскачивать камень, тянет изо всех сил за ярмо, идущий позади хлещет волов прутом. Вдруг камень сдвинулся с места, и волы снова его потащили, высекая искры копытами из помоста. 25 "гвоздей "! Слышен разочарованный вздох тех, кто не верил в силу этой пары. 27, 30, 35... 41! Волы остановились. Ведущий пытается заставить их раскачать камень и снова тянуть, но волы уже на пределе сил. Еще метр, еще один... Волы снова встали. Видно, как дрожат их задние ноги. Уже прошли положенные полчаса и судья останавливает соревнование. Ведущий успокаивает животных, заставляет протащить камень на место старта и распрягает их. Эта пара смогла сделать 41 "гвоздь" и два с половиной метра. Волов выводят из проба леку. Выигравшие забирают деньги. Ворота снова распахиваются, и вводят новую пару.

После иди пробак люди выходят на улицу, где уже на месте ярмарки шумит молодежь, рок-группа заменила берчолари, а вместо сидра  пьют уже калимочо, смесь кока-колы и вина. В воздухе пахнет весной, и уже надо думать о костюме на карнавал... если вы не подумали об этом раньше.

Карнавалы начинаются с января. Каждое воскресенье в Субероа, французской части Страны Басков, проводятся маскарады. Считается, что самые лучшие карнавалы - в селении Ланс, в котором в воскресенье карнавала сначала "приговаривают к смерти", а потом жгут олицетворение всех бед и несчастий -  изображение великана Миель Очин; в Устарице, где тоже жгут изображение этого персонажа, и в Саинт Пансарта. Один из карнавалов, имеющих древнейшую историю, проводят в понедельник и вторник, идущие за последним воскресеньем января, в двух наваррских селениях Итурен и Субиета. Молодые мужчины этих селений надевают белую юбку, украшенную кружевами, вывернутую мехом наружу шкуру овцы, и чунчурро - колпак, украшенный петушиными перьями. На пояс прицепляют два больших коровьих колокольца. Группа ряженых иоальдунак идет из селения в селение, размахивая метелками, сделанными из лошадиных хвостов, и производя ритмичный шум колокольцами. Весна идет, надо разбудить природу и прогнать злых духов.

Мадрид. 2002

© Испанские Хроники

 

 

Hosted by uCoz