Неизвестная Испания

Мерида – прогулка по римской империи

Испанские города просто дышат многовековой историей. Мерида, столица Экстремадуры, насчитывает более двух тысяч лет, и сегодня, гуляя по современному городу, мы сможем насладиться красотой и величием римской эпохи.

Город ветеранов

История Мериды началась задолго до того, как здесь был заложен первый камень. Во II веке до н.э. римскому императору Августу никак не удавалось покорить иберийские племена на севере Испании, почти 20 лет стойко боровшиеся за свою независимость под предводительством бывшего пастуха и отличного воина Вириато. Но в его войске нашлись предатели, подкупленные слугами императора, которые убили отважного предводителя. Когда изменники пришли получить причитавшееся вознаграждение, их с позором изгнали из лагеря римлян, бросив в спину ставшую крылатой фразу: «Рим не платит предателям». Своих же легионеров, ветеранов (на латыни - «emeriti») кровопролитных войн с кантабрами и басками, Август наградил по императорски щедро. Он разрешил им обосноваться на завоеванных землях, где и был заложен новый город, названный в их честь, – Колония Эмерита Августа (Поселение ветеранов Августа).

Очень быстро весть о богатых землях, где произрастают плодородные оливковые рощи, долетела до имперского Рима, и многие потянулись в Лузитанию, занимая лучшие земли вокруг города. Это дало толчок для развития не только Эмериты, но и для самой бедной из трех римских провинций в Испании. Через некоторое время процветающий город превратился сначала в ее столицу, а в 30-х годах IV века, во времена правления Константина, – в новую столицу всей римской Испании.

«Мавр сделал свое дело…»

Две тысячи лет, оставившие следы на облике города своими солнечными лучами, ветрами и грозами, оказались не так жестоки и разрушительны, как арабские завоеватели. Более пяти веков, с 713 по 1229 годы, они господствовали на этих землях. Многие памятники римской эпохи были разрушены и использованы в качестве строительного материала для мечетей. Нередко, они подвергались уничтожению по религиозным и политическим мотивам, а также из-за нетерпимости мусульман к культурным ценностям «неверных».

В XV веке Мерида мало походила на прежний цветущий город. Тем не менее, испанский король Филипп II был очарован даже теми остатками былого римского величия, которые сохранились, и в 1560 году приказал архитектору Xуану де Эррера заняться изучением прекрасных, хотя и полуразрушенных сооружений. И все же практически не предпринималось никаких попыток отреставрировать уникальные памятники римской культуры, наоборот, их продолжали разрушать. Например, во второй половине XVIII века в римском амфитеатре велись взрывные работы, чтобы потом использовать качественные гранитные плиты для городского строительства. Лишь в середине прошлого века были частично восстановлены некоторые более значимые исторические сооружения. Тем и поражают они сегодня наших современников, что, не смотря ни на какие разрушения временем и людьми, они были выстояли тысячелетия. И, несомненно, переживут еще не одно поколение людей – безмолвные и великие свидетели истории, сотворенные человеческими умом, руками и сердцем...

Прогулка по испанскому Колизею

Дух римской эпохи навсегда остался в стенах Мериды. Современники могут и сейчас увидеть и почувствовать величие и красоту тех славных времен в хорошо сохранившемся и отреставрированном в середине XX века римском театре. По мнению многих ученых, он имеет такую же историческую и культурную ценность, как Колизей в Риме. Вместе с амфитеатром он составляет единый исторический комплекс римской эпохи.

Когда вы пройдетесь по небольшому парку, полюбуетесь с высоты террасы на развалины и обломки былого римского величия, спуститесь по ступеням, ведущим прямо в центр сцены, которой более двух тысячелетий, - вас охватит невольный трепет. Сами подмостки поражают внушительными размерами и красотой. Огромные мраморные колонны, поднимающиеся в два этажа, вытянулись вдоль почти тридцатиметровой стены, являющейся одновременно классической декорацией и защитой от ветра. Среди них установлены копии статуй богов и императоров. (Оригиналы хранятся среди других культурных ценностей в Национальном музее римского искусства, находящемся по соседству с театром). На фоне этого каменного и мраморного величия человек кажется маленьким и немощным, как и 20 веков назад. Перед вами откроется полукруг уходящих вверх зрительских рядов, четко разделенных на три сектора: чем большую роль играл человек в политической, административной или религиозной жизни города, тем ближе было его место к сцене. Во времена расцвета Эмериты одновременно 6.000 зрителей могли наслаждаться театральным зрелищем.

Если вы уже справились со своим восхищением, пересеките сцену, спуститесь с подмостков и поднимитесь по ступеням в первые ряды. Присядьте на нагретые солнцем камни и ощутите себя хоть на миг представителем римской знати, насладитесь этой красотой и окунитесь в историю...

... Во вновь созданный город Эмериту император Август направил консулом своего зятя Марко Агрипу, который в 16-15 годах до н.э., верный римскому девизу «Хлеба и зрелищ», начал строительство театра. Свидетельством тому служат сохранившиеся надписи на двух входных арках, расположенных по обе стороны от сцены. На протяжении нескольких веков неоднократно поднимали сцену, возводили ступени рядов, воздвигали за сценой мощную стену, устанавливали мраморные колонны. За века театр пережил много славных моментов, увидел бессчетное количество представлений и лицедеев, ощутил ликование благодарных зрителей. С конца IV века театр все реже выполнял свою первоначальную роль, а позже и вовсе был заброшен на многие столетия. Пришедшие более чем на пятьсот лет арабы успели частично разобрать его на строительство своих храмов и мостов через Гуадиану.

В 50-60-е годы прошлого века театр отреставрировали под руководством архитекторов Менендеса Пидаля-и-Мелиды, и сейчас он кажется величественным и прекрасным исполином, каким его видели жители Эмериты. Каждый год эти камни оживают и чувствуют магнетизм былых времен. В июле-августе на его сцене проводится Фестиваль классического театра. Как и два тысячелетия назад, в этом магическом месте под взглядами богов и тысяч зрителей снова и снова слышатся голоса Эсхила, Софокла, Эвридипа, Сенеки, Платона, а также Шекспира и других знаменитых драматургов более поздних эпох, напоминая пророчества великих трагедий, персонажам которых люди сопереживали и будут сопереживать во все времена...

Не поленитесь, поднимитесь вверх по ступеням, пройдитесь по рядам и вы будете вознаграждены. Самый захватывающий вид на театр открывается с последних рядов. Не отреставрированные, а действительно оббитые ветрами тысячелетий камни, где и сидеть-то жутковато, кажется, прямо сейчас рассыплются под вами. Захватывает дух от красоты, представшей перед вами, от высоты, зияющей за вашей спиной, но больше всего от осознания того, что эти камни видели историю далеких времен.

Бои без правил

Покинув стены театра через историческую арку, с посвященной его создателю надписью, вы сразу же попадаете в амфитеатр. Построенный практически в то же время что и театр, в 8 году до н.э., он кажется более внушительным по размерам и более... древним и разрушенным. В его лучшие времена до 15.000 зрителей могли наслаждаться жестокими кровавыми зрелищами на его арене - гладиаторскими боями, борьбой человека с дикими животными, а также мастерством наездников в гонках на лошадях и забегах на колесницах. Огромное углубление в центре арены в форме креста – место, где стояли клетки с хищниками перед их выходом на смертельный бой. Некоторые ученые утверждают, что иногда его заполняли водой для водных соревнований. В XVIII веке заброшенный амфитеатр еще больше разрушили взрывами, добывая камни для строительства других объектов. Но и сейчас амфитеатр внушает уважение своими возрастом и размерами.

В уже упомянутом Национальном музее римского искусства можно увидеть скульптуры богов и императоров, мозаику, предметы быта и другие ценности римской эпохи, обнаруженные при раскопках на протяжении многих веков. Этот музей, здание которого построено архитектором Рафаэлем Монео, принимает посетителей с 1986 года.

Наследие веков

В Мериде сохранилось множество сооружений римской эпохи, по сей день выпоняющих свои первоначальные функции. Например, мост через реку Гуадиану, построенный в I веке до н.э., который имел военно-стратегическое значение и являлся самым длинным на территории римской Испании. Он представляет собой сооружение длиной 792 метра, состоящее из 62 арок, построенное из гранитных плит, скрепленных цементом. Другой мост, через реку Альбаррегас, был возведен на два века позже и имеет меньшую длину, около 100 м. Через него проходил Серебряный путь – маршрут, по которому добывавшееся в северных районах Испании серебро переправлялось в Севилью, чтобы затем, кораблями, добраться до метрополии. Оба моста практически полностью сохранились с тех давних времен и являются излюбленным местом пешеходных прогулок горожан и туристов.

Немало удивляются гости города, прогуливаясь по одной из центральных его улиц и проходя под монументальной 15-метровой аркой Трахано. Воздвигнутая во времена зарождения Мериды в качестве городских ворот, она первоначально была из дерева, но в эпоху императора Трахано в 105 году его заменили на обработанные гранитные плиты.

Из религиозных римских зданий сохранился лишь храм Дианы. Вопреки своему названию он был посвящен не богине природы, а культу императора. Сооруженный на стыке I и II веков, он прослужил жителям города до начала XVI века. В XVIII веке графиня де Корвос, строя себе дворец, прихватила в свои владения храм Дианы с его великолепными колоннами, но оставила его без изменений.

В общей сложности в Мериде хорошо сохранилось более 20 памятников архитектуры времен Римской империи, большое количество статуй, картин, мозаик и других предметов, многие из которых являются уникальными и имеют огромную историческую и культурную ценность. 8 декабря 1993 года Мерида была объявлена ЮНЕСКО «Достоянием человечества».

Чем-то Мерида сродни Риму. Ее нельзя смотреть наскоком, ее надо почувствовать, не спеша побродить по ее историческому центру, подышать ее воздухом, наполненным тысячелетней историей, прикоснуться к вечности. Почти все исторические и культурные памятники находятся в самом центре города и расположены очень компактно, при желании с ними можно детально познакомиться всего за день-два. Но растяните удовольствие, и Мерида навсегда останется в вашей памяти как город-мост, соединяющий с временами расцвета и падения великого Рима.

Татьяна ПАВЛЕНКО

Опубликовано в газете "Эспаньола"

(c) 2008, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Эспаньола"

 

 

Hosted by uCoz