Два часа в Кавычках |
Любой испанско-русский словарь однозначно переводит слово «comillas» как «кавычки». Оказавшись в испанской автономной провинции Кантабрия, пусть даже проездом, не пожалейте времени – загляните в крохотный городок со столь странным названием. Вам понадобится всего-то пара часов, чтобы увидеть своими глазами немало удивительного... Сегодня в Комильяс лишь две с половиной тысячи зарегистрированных жителей. Но в летний период жизнь в этом курортном местечке на берегу Бискайского залива буквально кипит. К многочисленным отдыхающим, приезжающим провести свой отпуск в Комильяс со всех концов Испании, добавляются иностранные туристы. Они специально планируют свой испанский маршрут таким образом, чтобы хотя бы ненадолго заскочить в это местечко, которое с конца XIX века стало славиться как один из центров... каталонского модернизма. Именно в тот период даже испанский король Альфонсо XII прожил в Комильяс некоторое время, хотя до туристического бума оставалось еще немало времени и местное население, несмотря на визит монарха, еще долго продолжало жить исключительно сельским хозяйством и рыбной ловлей. Лишь с середины 70-х годов XX века в Комильяс начинают приобретать недвижимость и проводить свой летний отдых многие представители испанской знати и зажиточной буржуазии из Мадрида, Барселоны, Севильи и Бильбао. Туристическому интересу к Комильяс способствовало и наличие в нем обширного песчаного пляжа. Воды Бискайского залива даже в июле и августе весьма прохладны, но зато температура воздуха на Зеленом Побережье не достигает таких бузумных отметок, как в центральной части Испании и на Средиземноморье. Помимо пляжа и живописных окрестных гор, поросших лесом, приезжих в Комильяс привлекало и обширное архитектурное наследство, оставленное потомкам местными сеньорами, судя по всему бывшими большими поклонниками прогресса. Не случайно же именно Комильяс стал первым населенным пунктом в Испании, где появились электрические уличные фонари. Известен городок еще и тем, что первым в провинции стал во время праздников вывешивать на балконе здания мэрии так называемый Лаборо – древний штандарт, превращенный во флаг Кантабрии. Дворец Собрельяно Клаудио Лопес Бру, второй маркиз де Комильяс, заказал каталонскому архитектору Жоану Марторелю огромный неоготический дворец, строительство которого было осуществлено с 1891 по 1890 годы. Сегодня внутри этого грандиозного здания можно увидеть восемь панелей, написанных Эдуардо Льоренсом, и скульптуры Жоана Ройга. Рядом с дворцом находится красивая часовня-пантеон, также в готическом стиле с модернистскими скульптурами Жозепа Льимона и Агапита Вальмитаханы. Посетители дворца и часовни имеют возможность ознакомится с многочисленными коллекциями мебели, живописи, скульптуры и изделий из металла, а также археологическими находками и этнографическими экспонатами, привезенными с Филиппин. Сейчас дворец Собрельяно находится в собственности правительства Кантабрии, некоторые из его помешений временно используются (до окнчания реставрации здания католического университета) для учебных курсов, на которых специалисты со всего мира совершенствуют свои знания в области испанского языка и культуры. Католический университет Сегодня одно из лучших частных высших учебных заведений Испании, принадлежащее иезуитскому ордену, находится в Мадриде, но его бывшее здание продолжает украшать высокий холм на въезде в Комильяс. Здание было торжественно открыто 16 декабря 1890 года при личном присутствии Папы Леона XIII. Изначально планировалось разместить в нем католическую семинарию для обучения будущих священников. Предполагалось, что семинаристами в Комильяс станут будущие священослужители со всей Испании, а также из стран Латинской Америки и Филиппин. Идея создания подобной католической школы принадлежала отцу-иезуиту Томасу Гомесу Карралю. Постройка комплекса зданий велась при непосредственном участии Анотонио Лопеса-и-Лопеса, первого маркиза де Комильяс, и его сына Клаудио Лопеса Бру. Строгая внутренняя дисциплина и качество обучения быстро превратили университет в Комильяс в весьма привлекательное место для тех, кто собирался посвятить свою жизнь служению Богу. В дополнение к зданию Большой Семинарии (оно было открыто в 1882 году) в 1912 году было построено здание Малой Семинарии, в 1944 году – здание Высшей Школы, а в 1946 году – здание Латиноамериканской Школы. В 1968 году, после 75 лет существования, было решено перенести популярное учебное заведение в Мадрид. В 1977 году переезд университета из Комильяс в испанскую столицу был полностью завершен, но он до сих пор продолжает сохранять в своем официальном наименовании название крохотного городка в Кантабрии. Популярность университета столь велика, что он даже был расширен за счет двух других высших учебных заведений, также принадлежащих иезуитскому ордену - ICADE, созданным в 1956-м году и постепенно ставшим одним из лучших ВУЗов Испании, и высшей инженерной школой ICAI, существующей с 1908 года. Долгое время огромный комплекс оригинальных зданий, расположенный в привилегированной части города, почти не использовался и стал приходить в негодность. Чтобы сохранить архитектурную достопримечательность, правительство Кантабрии, заручившись поддержкой сберкассы «Caja Cantabria», выкупило комплекс у иезуитов и начала реставрационные работы здания Большой Семинарии - наиболее интересной с точки зрения архитекторных решений постройки. После окончания работ в этом здании предполагается разместить Международный университетский центр испанского языка и культуры (CIESE-CC). Каприз Гауди И все же главной достопримечательностью Комильяс, посмотреть на которую приезжают со всего мира, является здание, спроектированное в 1883 году великим Антонио Гауди и построенное под руководством другого каталонского архитектора Касканте Коломы. Несмотря на то, что необычная постройка имеет со дня своего появления название «Villa Quijano», весь мир именует ее совсем иначе – «El Capricho». Первоначальное название должно было отражать всего лишь имя владельца – Максимо Диаса де Кихано, свояка маркиза де Комильяса. Но он поручил Гауди исполнить свой экстравагантный каприз - его летняя резиденция на Бискайском побережье должна была быть выстроена в восточном стиле. Увидев постройку, полностью завершенную в 1898 году, окружающие влиятельного вельможу быстро забыли ее изначальное название и стали именовать ее просто «Капризом». Дом стоит посреди небольшого зеленого сада, будто упавший с неба или явленный из иного мира. Специалисты считают, что «Каприз» явился попыткой Гауди воссоединить Средневековье (время расцвета Каталонии) с миром очаровательной восточной резиденции. Компактная монументальная постройка равномерно украшена со всех сторон изразцовыми плитками. Башня цилиндрической формы окружена снизу приземистыми колоннами времен «мрачного» Средневековья, однако затем она дерзко вытягивается вверх, как перст, указующий в небо. А венчающая ее кровля легко воспаряет, порывая со всем земным. «Каприз» откровенно похож на другое известное произведение Гауди - Дом Висенса в Барселоне. Оба здания появились в одно время, оба отличаются экзотичностью облика и, наконец, оба напоминают мавританские постройки. Все это дает повод воспринимать их едва ли не как здания-близнецы. Разве что странные пластичные образования на стенах, эркеры и неповторяющиеся башенки на кровле Дома Висенса кажутся еще причудливей, чем декор дома, выстроенного для дона Максимо Диаса де Кихано в Комильяс. Как и в Доме Висенса, в «Капризе» Гауди не свободен от мавританских орнаментальных традиций - он воспроизводит типично испанские мотивы цветов на изразцовых плитках, но бархатцам, используемым в Доме Висенса, он предпочитает цветы, напоминающие шляпки подсолнухов. В целом орнамент в «Капризе» выглядит более сдержанным по фантазии и цветовой насыщенности. В кладке стен каждые девять рядов кирпича чередуются с поясом изразцов в размеренном спокойном ритме. Удивительно, но высокая башня, напоминающая минарет, не функциональна, она - только украшение дома. Столь же бессмысленны с точки зрения полезности для обитателей постройки и крохотные балконы в верхних углах здания с их непомерно большими коваными оградами и «крышами» из толстых металлических прутьев. Говорят, что все вместе выглядело настолько нефункционально, что Гауди даже пришлось придумать интригующий «секрет»: на полых металлических трубках над каждой такой «крышей» подвесить противовес конструкции раздвижного балконного окна; при открывании или закрывании окна эти трубки приводятся в движение и издают странные звуки. В непосредственной близости от входа обнаруживается еще одна причуда: сам вход, по сути, закрыт толстыми колоннами, которые на уровне своих фигурных капителей переходят в три упрощенные округлые арки. Над этим «портиком», собственно, и вырастает экзотическая башня. При всей затейливости облика данной постройки ее автор остается прагматиком, помнящим и о законах архитектурного ремесла. Кровля здесь - сугубо функциональная часть дома, а ей Гауди всегда уделял особое внимание. Она довольно строга в своих пропорциях и на удивление круто взмывает вверх - расчет на непогоду и, особенно, на последствия всюду проникающего дождя. Дом располагается на склоне холма, и его площадка насыпная. Гауди спроектировал дополнительную опорную стенку с маленькими «колоннами», капители которых напоминают завершение «минарета» перед входом в дом. Цветовое решение изразцов строится на смешении тонов окружающей зелени сада и песчаной почвы. Метод работы Гауди над этим домом оказался не совсем традиционным. В правилах архитектора было заниматься каждым объектом непосредственно на месте строительства; только тогда его посещало вдохновение, а проекты обретали новые «корни» и «ветви», причем иногда в самых неожиданных направлениях. В случае с «Капризом» все обстояло иначе. Гауди передоверил руководство строительством своему другу Кристофолу Касканте Колому, а сам ни разу не появился на строительстве. Очевидно, великий каталонский архитектор остался не очень доволен итогом. Во всяком случае, в дальнейшем Гауди уже не изменял своему золотому правилу - находиться в непосредственном контакте со строящимся зданием. Пещера La Meaza Тем, кого влекут земные недра, быть может будет интересно посетить обширную пещеру в Комильяс. Правда, для ее сохранения вход в нее закрыт для широкой публики, но являясь профессиональным археологом или спелеологом можно выхлопотать себе разрешение. Пещера была обнаружена в 1907 году, на только в 40-х годах в ней начались раскопки. Ведя исследования, специалисты обнаружили в пещере останки древних обитателей побережья Бискайского залива, а также всевозможные предметы, относящиеся к Средневековью. Стены пещеры хранят примитивные рисунки, относящиеся к доисторическому периоду, которые, правда, по утверждению видевших их, сохранились не очень хорошо. Мария НЕСТЕРОВА Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2007, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"
Если погода теплая, провести время на пляже в Комильяс можно ничуть не хуже, чем на берегу Средиземного моря. Правда, народу поменьше...
Дворец Собрельяно, бывшее родовое гнездо маркизов де Комильяс.
Здание Большой Семинарии католического университета Комильяс.
«Небольшая», но очень красивая часовня – семейная усыпальница маркизов де Комильяс.
«Каприз» Антонио Гауди.
Как ни странно, но башня, украшающая «Каприз», не функциональна.
Вряд ли кто-то из былых обитателей «Каприза» хотя бы раз вышел на такой балкон.
Редкий посетитель «Каприза» удержится от соблазна сфотографироваться в обнимку с бронзовым Антонио Гауди.
На кладбище Комильяс можно увидеть эту необычную скульптуру Ангела-Воителя.
|