Ю. Рыбалкин

Уравнение с одним неизвестным

Военная помощь Советского Союза республиканской Испании в 1936-1939 гг. в документах Народного комиссариата обороны СССР кодировалась как "Операция X".

В основу этой помощи был положен план, разработанный в Разведывательном управлении НКО СССР С.Урицким и А.Слуцким 14 сентября 1936 г. В то же время факты свидетельствуют, что в рабочем порядке согласованность о помощи была достигнута значительно раньше. Уже в 20-х числах августа началась отправка советских военных специалистов в Испанию. На первых порах эти лица получали дипломатический статус (к примеру, Н. Кузнецов был назначен военно-морским атташе). Характерной была срочность отправки специалистов, а также обстановка глубокой секретности их миссии.

Решения по оказанию военной помощи республиканской Испании принимались на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б). Однако окончательное слово по объемам и срокам поставок было за И. Сталиным. Находясь в сентябре 1936 г. на отдыхе в Сочи, он по телефону руководил всей работой по организации помощи республиканцам. Сохранившиеся записи его переговоров свидетельствуют об этом. В этой связи интерес представляет записка К. Ворошилова:

"26/1Х 1936 г. 15 ч. [ас] 145 м. [ин] Позвонил т. С.(талин) с С[очи] и предложил обсудить вопросы:

1) Продажу 80-100 танков системы "Виксрс" (Т-26. - Прим. авт.) с посылкой необходимого количества обслуживающего персонала. На танках не должно быть никаких признаков сов. [етских] заводов.

2) Продать через Мексику 50-60 "СБ" (скоростной бомбардировщик. - Прим. авт.), вооружив их иностранными пулеметами. Вопросы обсудить срочно. КВ."

Уже на следующий день нарком обороны докладывал Сталину, что "подготовлены к отправке 100 танков, 387 специалистов; посылаем 30 самолетов без пулеметов, на 15 самолетов полностью экипажи, бомбы. Пароход идет в Мексику и заходит в Картахену. Танки посылаем 50 шт.".

Отношение высшего руководства СССР к оказанию военной помощи республиканской Испании (даже в ущерб своей стране) характеризует и письмо К.Ворошилова И.Сталину от 2 ноября 1937 г.: "Дорогой Коба! Посылаю список имущества, которое (с болью в душе) можно продать испанцам". Далее Ворошилов предлагал согласиться на утверждение представляемого списка: "Если Франция не сподличает, мы постараемся возможно скорее все перебросить на место. В списке ты увидишь довольно большое число орудий. Это объясняется не только большой потребностью испанской армии в артиллерии, но и тем, что Кулик (по-моему, правильно) решил окончательно освободиться от артиллерии иностранного производства - английских, французских и японских - 280 орудий (24% - Прим. авт.) из общего числа. Труднее всего давать авиацию, но там она нужнее всего: придется дать и ее. Прошу утверждения (или указания), чтобы можно было начать погрузку на Мурманск. Привет. К.Ворошилов. О стоимости доложу отдельно, она будет около 50 млн. долл.".

Сталин уменьшил количество вооружения (за исключением авиации) в два раза. Это видно из пометок карандашом, сделанных его рукой, и характерной подписи "Ст." в прилагаемом к письму списке.

Для решения всех вопросов помощи республиканской Испании в Разведуправлении была создана особая группа - отделение "X". В его обязанности входила организация отправки в Испанию личного состава, боевой техники, вооружения в других военных материалов. Кроме того, отделение занималось сбором и обобщением информации о событиях, происходящих на фронтах Пиренейского полуострова.

Среди основных направлений военной помощи Советского Союза республиканской Испании в 1936-1939 гг. можно выделить: военно-техническую помощь; деятельность советских военных советников и специалистов в создании вооруженных сил Республики, разработке операции Народной армии (НА) и Флота; подготовку специалистов для НА; непосредственное участие в боевых действиях советских добровольцев.

Военно-техническая помощь Советского Союза заключалась в обеспечении НА и Флота военной техникой, оружием, боеприпасами, организацией сборки, ремонта и выпуска их на предприятиях Испании.

СССР поставил республиканской Испании современную по тому времени технику и вооружение: истребители И-15 и И-16; бомбардировщики Р.Зет, СБ; танки Т-26 и БТ-5; бронеавтомобили БА-3, БА-6 и ФАИ; торпедные катера Г-5, артиллерийские орудия различного назначения и калибра, минометы, пулеметы, винтовки, торпеды. С самолетами и танками отправляли запасные моторы, автостартеры, бензозаправщики, походные автомастерские, с зенитными орудиями шли запасные лайнеры, прожекторные и звукостанции, стереодально-меры, приборы управления огнем, радиостанции, бинокли.

Поря док доставки военных грузов был четко спланирован и отлажен. Это позволило на морских транспортах - "игреках" (как они кодировались) -в сложных условиях блокады, удаленности объекта помощи до 3,5 тыс. км и других неблагоприятных факторах доставить я порты Республики до 500 тыс. т вооружений, боеприпасов и др. материалов, а также согни добровольцев и военных специалистов. Кстати, уникальный опыт этой операции Разведуправления учитывался при планировании и ведении операции "Анадырь" в июле-октябре 1962 г., в рамках которой осуществлялась переброска на Кубу крупной группировки советских войск. Операцией "Анадырь" руководил Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Малиновский, который в республиканской НА был военным советником.

Для многих в 30-е годы было загадкой: как такое большое количество техники и оружия доставляется в Испанию? Говорили, что перевозится оно специальными морскими средствами и подводными лодками, а у советского Военно-Морского Флота существуют тайные базы в Средиземном море.

В действительности это было не так. Транспортировка грузов осуществлялась под руководством упоминавшегося отделения "X". Специальные группы в морских портах отправления занимались приемкой приходящих грузов со складов НКО. Погрузочные команды формировались исключительно из краснофлотцев военно-морских баз, а обеспечение погрузочных работ буксирами, катерами, плавучими кранами и различными подсобными материалами возлагалось на начальника соответствующего порта.

Он же организовывал охрану всей территории, где проводились погрузочные работы.

Центральной проблемой было обеспечение оперативной маскировки. В этих целях на вагонах делалась надпись "Владивосток", а через агентуру распространялась версия о направлении грузов на Дальний Восток. Действительный характер специальной командировки в пункты разгрузки сообщались советским специалистам и морякам в самый последний момент, перед отходом судов. Каждый "игрек" имел тщательно разработанный маршрут следования и план дезинформации противника. При подходе к зоне блокады на кораблях тушились огни, менялись флаги, изменялись силуэты, названия, окраска, сопроводительные документы Опасные районы суда проходили, как правило, ночью. Маскировались и команды. Так, на одном из судов вахтенные надевали тропические шлемы, на другом - часть команды была переодета туристами, разгуливающими по палубе.

Сначала транспортировка осуществлялась через советские черноморские порты (Одесса. Севастополь, Феодосия, Керчь), далее - Дарданеллы. Мраморное и Средиземное моря. В Средиземном море маршруты "игреков "проходили южнее обычных торговых путей (южнее о. Мальта), в направлении к мысу Бон и от него - вдоль африканского побережья. У берегов Алжира, каждый раз в новой точке, суда брали курс на Картахену. С проходом Дарданелл транспорты обычно заходили в какой-либо архипелаг греческих островов, где задерживались на одни-двое суток для окончательной перекраски и маскировки. Далее они уже шли под другим флагом и названием.

После того, как усилилась блокада и активизировались действия противника на морских коммуникациях, грузы стали отправлять из северных портов (Ленинград. Мурманск) морем до Гавра или Шербура, а оттуда - по железной дороге через Францию. Путь из Ленинграда через Балтику был более трудным из-за необходимости следования Бельтами или Зундом (Кильским каналом для специальных перевозок не пользовались). Из Мурманска переход Баренцевым и Северным морями осложнялся по причине частых штормов. Кроме того, на Севере испанцы располагали чрезвычайно небольшим числом торговых судов, к тому же малого водоизмещения, что также технически усложняло осуществление рейсов.

С сентября 1937 г. фалангисты активизировали боевые действия на море, потопили несколько республиканских судов с невоенными грузами. После этого каждое су дно, убывающее из СССР в специальный рейс, стало вооружаться. Вооружение происходило на советских военно-морских базах. Обычно оно состояло из 6-8 пулеметов и небольшого числа глубинных бомб. Каких-либо серьезных задач пулеметы решить не могли, но оказывали положительное моральное воздействие на команду. Наиболее мощное артиллерийское вооружение было установлено на пароходе "Кабо Санто Томе". Оно включало четыре 75-мм, столько же 45-мм пушек я восемь пулеметов.

У берегов Испании безопасность "треков" обеспечивал уже военно-морской флот республиканцев. Особенно тщательно готовились и согласовались с Москвой расчеты рейсов и организации встречи судов республиканским флотом. За два дня до подхода к меридиану Алжира советский военно-морской советник в Картахене получал уведомление, где на определенный момент находится идущее в Испанию судно. Одновременно ему сообщались флаг, название корабля и фамилия советского морского специалиста ("шефа"), который возглавлял рейс. Отдельной телеграммой состав грузов сообщался и старшему военно-морскому советнику, после чего он организовывал встречу очередного "игрека". Для этого, если требовалось, в море выходила та часть республиканского флота, которая находилась к этому времени в Картахене. Встреча обычно происходила в 60-80 милях юго-восточнее Картахены, откуда транспорт шел уже в сопровождении испанских военных судов. По словам советского военно-морского атташе и старшего военно-морского советника в Испании Н.Кузнецова, конвоировать транспорты с грузами, заботиться о том, чтобы в пути на них не напал противник н они смогли доставить военное снаряжение, продовольствие, - вот что стало главкой задачей республиканского флота. Н.Кузнецову принадлежит особая заслуга в разработке переходов транспортов. Обнаруженные в Российском государственном военном архиве "Соображения по проведению операций игреками" и подписанные "Лепанто" (псевдоним Н.Кузнецова. - Прим. авт.), подтверждают этот вывод.

Первым судном, прибывшим в Картахену с советским оружием, был испанский пароход "Комнэчин". Он доставил 4 октября 1936 г. из Феодосии 6 английских гаубиц и 6 тыс. снарядов к ним, 240 немецких гранатометов (100 тыс. гранат), 20350 винтовок (16,5 млн. патронов). Следующим был советский теплоход "Комсомол", пребывший в Картахену спустя восемь дней с 50 танками на борту.

В течение сентября-ноября 1936 г. было отправлено в Испанию 17 транспортов, из них 10 были советскими ("Комсомол", "Старый большевик" к другие). Благодаря умелой организации перевозок все 17 судов со спецгрузами благополучно дошли до портов назначения.

В последующие месяцы войны более 25 судов СССР, Испании и других стран продолжали перевозить оружие и технику для Республики.

С сентября 1936 г. по май 1937 г. отделением "X" Разведуправления было организовано 30 рейсов со спецгрузами в республиканскую Испанию, из них 24 - из черноморских портов в Картахену, 2 - из Ленинграда в ее верные порты Испании, 3 - из "третьих стран".

Из-за удаленности испанских портов, блокады ее берегов националистами, флотами Германии и Италии приходилось считаться с возможными потерями. Только с июля 1936 г. по 1937 г. в испанских ведах и примыкающих к ним районах было потоплено 125 судов, в том числе 48 английских, 9 французских. На этом фоне потери советских судов выглядят ничтожными: потоплено три судна и столько же захвачено националистами, причем все они следовали без военных грузов и под советским флагом. В соответствии с архивными документами лишь один из "игреков" не дошел до Картахены: поврежденный авиацией он выбросился на берег, но все же был разгружен. Тем не менее, каждый рейс в Испанию для экипажа становился настоящей боевой операцией.

Благодаря высокой организации, дисциплине и настойчивости всех участников операции "X" в порты Республики дошло 66 "игреков" (в 1936-1937 гг. - 52, в 1938 г. - 13, в 1939г. - 1). Всего было доставлено; самолетов всех типов - 648, танков - 347, бронеавтомобилей - 120, артиллерийских орудий - 1186, минометов - 340, пулеметов - 20486, винтовок-497813, патронов- 862 млн. шт., снарядов - 3,4 млн. шт., авиабомб - 110 тыс. шт. Советский Союз поставил республиканскому военно-морскому флоту 4 торпедных катера, 16 торпед к ним, 400 глубинных бомб, 16 морских 45-мм пушек (7010 снарядов к ним), 15 - корабельных радиостанций, 3 пеленгатора.

Анализ архивных источников, исторической литературы позволяет сделать вывод, что военно-техническая помощь Советского Союза республиканской Испании была значительно меньше по объемам аналогичной помощи националистам со стороны Германии и Италии, Это обусловливалось как экономическими возможностями СССР, так и политическими причинами.

Поставки военной техники и оружия осуществлялись на основе заявок республиканского правительства, которые поступали в Советское правительство в течение всей войны. Общую картину необходимых вооруженных средств для защиты Республики дают два сборника лижи республиканского правительства послу СССР в Испании с просьбами прислать вооружение в технику, боеприпасы и другое военное имущество. Например, в "Сборнике № 11 писем испанского правительства" (одиннадцать писем с 16.12.1936г. по 8.4.1937 г.) председатель Совета Министров и военный министр Л.Кабальеро и воздушный министр М.Прнето просят Советский Сохэз прислать "четыре подводные лодки и личных состав для формирования команд трех подводных лодок; 20 торпедных катеров и 80 торпед к ним; 80 зенитных орудий среднего калибра; 38 пушечных танков; 120 артиллерийских орудий с боеприпасами; 1500 пулеметов с боеприпасами; 50 бомбардировщиков, 25 запасных моторов М-25 в другое авиационное имущество; мастерскую по производству патронов с суточной производительностью 1 млн. шт.; 150 т пороха". В "Сборнике № 2" помещено четырнадцать писем (с 9 по 30.1.1937 г.) послу СССР в Испании от председателя Совета министров Х.Хираля и М.Прието. В них также содержатся просьбы о присылке в Республику огромного количества вооружения и техники.

7 ноября 1938 г. правительство Х.Негрина обратилось к К.Ворошилову с просьбой поставить наряду с танками, самолетами, орудиями: сторожевых кораблей - 6, малых торпедоносцев - 12. Для решения этой проблемы в декабре 1938 г. в Москву прибыл командующий республиканской авиацией Игиасио де Снснейрос.

Нарком обороны СССР К. Ворошилов 13 декабря 1938 г. докладывал И.Сталину о возможности доставки через Францию на пароходах компании "Франс Навигасьон" части запрашиваемой военное техники и вооружения. Так, например, намечалось к отправке 15 торпедных катеров с 30 торпедами, 40 радиотанков Т-26 с конической башней, 134 различных типов самолетов, 359 артиллерийских орудий (1382540 боеприпасов), 1350т пороха и тротила и др. Общая стоимость всего имущества определялась в 55 359660 долларов.

Вскоре из Мурманска на семи транспортах оружие и военная техника были отправлены во Францию. Но лишь небольшое количество оружия удалось переправить через французскую границу. Воспользоваться ими республиканские войска уже не смогли, и большую часть грузов пришлось отправить назад, во Францию, а другую-уничтожить.

"Советский Союз был единственной страной мира (кроме Мексики), оказавшей вооруженную поддержку Испанской республике просто и без громких слов, предоставляя асе, что только смог...", - заявил 3 января 1937 г. министр морского флота и авиации Республики Д.Индалесио. Но, как уже говорилось, не всегда в не все просьбы республиканцев выполнялись Советским правительством. Постепенно наметилась тенденция угасания советской военной помощи.

Следует отметить, что операция "X" была не безвозмездной. Республика оплачивала все закупки вооружения в СССР и других странах в счет золота, которое в октябре 1936 г. правительством Испании по договоренности с правительством Советского Союза было депонировано в Государственном банке СССР. Некоторые отечественные и зарубежные авторы называют историю с испанским золотом "темной лошадкой", приводят баснословные суммы вывезенного "насильно" в СССР золота и серебра. В действительности, решение на отправку в Советский Союз части золотого запаса Банка Испании было принято Л.Кабальеро и Х.Негриным (тогда министром финансов) в час предельной опасности.

Примерно 3/4 золотого запаса Банка Испании было отправлено в Одессу, а затем - в Москву. В ноябре 1936 г. в Москве акт о приемке золота подписали от СССР: нарком финансов Г.Гринько, заместитель наркома иностранных дел Н.Крестинский н посол Испанской республики в Советском Союзе М.Паскуа. В акте говорится, что Наркомфином СССР получено на хранение золото, прибывшее из Испании и запакованное в 7800 ящиках. Общий вес - около 510 т (510079529,3 грамма).

Профессор экономики Мадридского университета А.Винас в статье "Золото, Советский Союз и испанская гражданская война" подтверждает это количество. Он пишет, что к 18 июля 1936 г. (начало фашистского мятежа в Испании) в Банке Испании хранилось 635 т золота высшей пробы (2188000 тыс. золотых песет, что соответствовало 715 млн. долл.). В Москву было вывезено 510 т (1581642 тыс. золотых песет).

Экземпляр акта был передан республиканскому правительству. После окончания Гражданской войны этот экземпляр хранился у Х.Негрина, а после его смерти был передан правительству Франко. Л.Кабальеро пояснил, куда пошло золото: "Благодаря этой акции мы могли оплачивать всю технику, посылаемую нам Россией, и для нас был открыт соответствующий счет. Это золото было использовано также для других закупок, осуществлявшихся при посредничестве одного из парижских банков".

Когда золото было израсходовано. Советский Союз предоставил Испанской республике в марте 1938 г. кредит на сумму 70 млн. долл. сроком на три года и в декабре этого же года новый кредит на сумму до 100 млн. долларов.

Если вся организация помощи как людьми, так и техникой шла по линии Наркомата обороны СССР, то все финансовые расчеты по этим операциям проводились Наркомвнешторгом. Этот комиссариат выставлял счет за каждый прибывший в Испанию транспорт. Из советских портов суда отправлялись только после получения подтверждения цен на грузы республиканским правительством.

Расчеты по содержанию и отправке людей и грузов были довольно сложны, так как в них включались не только жалованье, но и оплата проезда в Испанию в обратно, содержание в Москве, погрузка в портах и пр. Например, стоимость отправки одного человека по железной дороге через Европу составляла 3 500 руб. и 450 долл., морем - 3000 руб. и 50 долл., погрузка транспорта я обеспечение команды судна продовольствием - 100 тыс. руб. я 5 тыс. долл. (аванс начальнику команды).

Денежные средства на специальные операции отпускались решениями Политбюро ЦК ВКП(б). Так, по состоянию на 15 ноября 1936г. на отправку в Испанию 455 человек и 9 транспортов с оружием было затрачено 2300 тыс. руб. и 190 тыс. долл. На заседании Политбюро 22 ноября было дополнительно выделено 3468,5 тыс. руб. и 48,5 тыс. долл. для финансирования отправки 270 человек и 5 судов.

Общая сумма стоимости поставленной с сентября 1936 г. по июль 1938 г. из СССР только материальной части составляла 166835023 долл. А за все отправки в "X" (в Испанию. - Прим. авт.) с октября 1936 г. по август 1938 г. республиканским правительством была полностью оплачена вся сумма задолженности Советскому Союзу в 171236088 долл.

Всего Советское государство доставило в: 1936-1939 гг. республиканской Испании грузов на сумму 202,4 млн. долл. (в 1936 г. - 37,9 млн. долл., в 1937 г. - 118,7; в 1938 г. - 44,3; в 1939 г. - 1,5).

Количественная, в большинстве своем, и качественная сторона военно-технической помощи свидетельствует о том, что она была саням из основных направлений операции "X". О других не менее важных и масштабных направлениях советской военной помощи республиканской Испании мы надеемся рассказать в следующей статье.

Ю.РЫБАЛКИН,кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института военной истории МО РФ

Hosted by uCoz