ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

Испанская инквизиция была духовным судилищем, в обязанности которого входили сыск и искоренение в Церкви некоторых - в действительности же всех - неортодоксальных учений. Это началось в 1223 году. Испанская инквизиция привела к гибели тысяч испанских евреев и мумульман. В то время как многие люди способствовали этому зверству, Томас де Торквемада стал одним из ключевых персонажей. В результате формы изобретенных инквизиторами наказаний были многочисленны и очень сложны. Испанская инквизиция оказала влияние на многих людей во всем мире. Будем надеяться, что ее уроки никогда не забудутся.

Томас де Торквемада жил с 1420 по 1498 год. Родился он в Вальядолиде, и там же вступил в Орден Проповедников в очень молодом возрасте. Позднее он стал доминиканцем, теологом, каноником, а затем кардиналом. В 1474 году Торквемада был назначен духовником к королеве Изабелле. В своем теперешнем положении он мог оказывать влияние на двор, чтобы распространять идеи и взгляды, обосновывающие введение инквизиции.

В 1478 году король Фердинанд Арагонский и королева Изабелла Кастильская заключили соглашение с папой Сикстом IV, положившее начало испанской инквизиции. Это было сделано для того, чтобы очистить церковь от еретиков в Испании и за ее пределами. Король и королева весьма неохотно приступили к исполнению этого замысла, с тех пор как церковь вынуждена была забрать некоторую часть независимости монархов ради того, чтобы инквизиция начала работать.

Кроу в 1963 году писал:" Инквизиция была всегда под контролем короны, и это обстоятельство эффективно использовалось, чтобы усилить королевскую власть путем лишения подозреваемых отступников их земель, богатств и влияния на политику." Инквизиция началась как акт преследования иудеев и мусульман, но затем ее карающий меч обратился против политических противников короны, дабы попытаться достичь национального единства за счет их доменов. Расследование было организовано так, что высокий совет пяти инквизиторов ассистировал Великому Инквизитору, на посту которого с самого начала находился Томас де Торквемада.

Этот совет олицетворял собой Главный Инквизиционный суд в стране.

Было также девятнадцать меньших судов, которые действовали в Испании, и три других, которые функционировали в колониях. Совет администрации, прозванный La Suprema, был дополнен, и этот орган имел юрисдикцию над всеми мероприятиями, касающимися христианской веры.

Совет, подобный высшему суду, управлялся инквизитором-генералом. "Инквизитор-генерал имел прямой доступ к государям и упражнялся в абсолютной и ничем не ограниченной власти над всем населением, а также был превыше законов человеческих. Не было титула, даже очень высокого, либо закона, избежавшего его юрисдикции." (Кроу, 1963 год). В феврале 1482 года еще семь инквизиторов были рукоположены папой. Первый инквизиторский генерал был назначен папой и уже задним числом - Изабеллой, и этот человек был Томас де Торквемада. В 1492 он поддержал изгнание евреев из только что объединенной Испании.

Основной причиной, породившей инквизицию, была зависть и ненависть к евреям в Испании. Антисемитизм возник в Испании по многим причинам. Во-первых, евреи были весьма заметны в их сообществах и очень богаты. Также отметим, что правители мавров выказывали расположение к ним, чего обычные испанцы никогда не видели по отношению к себе. Вдобавок, евреи пользовались известностью как маги-практики, что помогло воспламенить пламя инквизиции.

Томас де Торквемада умер задолго до прекращения инквизиционных процессов. Однако после него были и другие генералы-инквизиторы, которые толкали инквизицию далее по пути антисемитизма. Эти люди усиливали жестокость инквизиции, чтобы доказать свою лойяльность христианству и Испании. Инквизиция была введена прежде всего как орган защиты народа, но очень скоро стала фактором национальной угрозы.

Инквизиция следила за всеми: богатыми и бедными, преступниками и ссыльными, чтобы обвинить лишь некоторых в исповедании еретических учений. Согласно Бару (1993), "Информаторы осмеливались строить обвинения по первому подозрению, но обвиненные никогда не виделись потом с доносчиками, а осужденные не имели права аппелировать к Папе." Было много способов уличения в еретичестве. По некоторым из них почти любого можно было преставить виновным. Ллойд комментирует это так:" Скороспелые доказательства вины четко определяли, к какому сословию или нации принадлежал обвиняемый. Достаточно было, чтобы обвиняемый одевал свое лучшее платье в еврейскую субботу, чтобы он ел вместе с евреями, чтобы он мылся в теплой воде, как это делали по привычке бесчисленные обращенные, искренние или притворные." Кроу (1963) добавляет: "Поскольку мавританские бани истолковывались как первейшее свидетельство вероотступничества... фраза "обвиняемый был замечен принимающим баню..." была обычной в отчетах инквизиции." Если предки кого-либо имели хоть немного еврейской крови, этот кто-то вполне мог быть арестован как еретик. Вайвс (1967) отмечает: "... если человек хотел избежать инквизиционного расследования и общественного осуждения, он не только должен был доказать, что сам он искренний католик, но также - что он не выкрест, и что его предки все были католиками. Этот процесс был известен под названием "Чистота крови". С ним связана цитата из Лопе де Вега: "Я человек, хотя и скромного происхождения, кровью чист и никогда не пятнал себя гебраизмом или исламом."

Парадокс состоял в том, что большинство знатных фамилий Испании происходили от смешанных с евреями браков и потому больше подходили для инквизиции, чем простой люд. Даже король Фердинанд был наполовину еврей по материнской линии, и сам Торквемада происходил из рода евреев-выкрестов.

Камен (1965) писал: " Самыми обычными приговорами были: примирение с церковью, конфискация имущества, заключение в тюрьму, изгнание с мест прежнего проживания, галеры, нередко оправдание, с немедленным либо отсроченным предоставлением свободы, или санбенито." Санбенито было специальной одеждой для наказуемых в средневековой инквизиции. Оно было обычно желтого цвета, перечеркнутое одним или двумя диагональными крестами. Еретик, приговоренный к смерти, одевался в санбенито.

Галеры - изобретение короля Фердинанда. Они были учреждены как экономическое наказание, и перевратились в дешевый ресурс рабочей силы, в условиях, когда рабский труд уже не использовался.

Когда еретика приговаривали к галерам или бичеванию, его вели через весь город.Во время этой процессии люди бросали камни и обстреливали нечистотами еретиков. С женщинами обращались в инквизиции еще хуже, чем с мужчинами. Во время бичевания и тех, и других проводили полуголыми по городу и наносили в среднем 100-200 ударов.

"Примирение" означало очень многое: от отречения и лишения гражданских прав до пожизненного заключения. Обычно это сопровождалось конфискацией имущества. Случалось, что пытки не применялись до тех пор, пока другие способы получения показаний не терпели фиаско.

Тюрьма была не многим лучше, чем пытка. Многих заключенных часто содержали голыми и беспомощными, одевали их обычно в рубища. В камере-одиночке сидело много арестантов, и часто показания поставлялись инквизиторам путем доносов и провокаций во время разговоров в камере, так как каждый надеялся облегчить свое наказание за счет соседа.

Источник: http://www.stockmail.ru/~lora/musketeers/inq.htm

Hosted by uCoz