Андрей Чередник
Крутой канарскою тропой

Пока морская вода на губах не обсохла и кожа не приобрела прежний бледно-серый цвет, пройдусь по горячим следам своего визита на родину канареек.

Раньше я думал, что сначала были канарейки, а уже от них пошли Канары, но оказывается, что эти славные птички, которыми я забавлялся в детстве и спекулировал на московском птичьем рынке - сами продукт Канарских островов.

Слово Канары связывают с латинским Canis - собака. Говорят, что древние, ступив на этот архипелаг, обнаружили на островах крупных собак. Отсюда и прозвище v Канары. А еще они открыли среди скал негроидную народность Гуачи, которая разводила маисовые лепешки и коз. И то и другое вышеупомянутая народность употребляла в пищу, запивая козьим молоком, дождевой водой и закусывала зайцами, которые водились там же. А козьей шкурой прикрывала наготу. В нее же упаковывали умерших v обряд непонятный, но, как и все обряды - уважаемый.

Пропущу мелкие и крупные передряги между водоплавающими странами вокруг архипелага, про который древние греки говорили "В этом божественном месте нет ни снега, ни града, ни дождя, а есть живительное и бодрящее дыхание океана". За точность перевода с древнегреческого не ручаюсь, поскольку меня ему не учили, вернее, [НЕ МЕНЯ] ему учили. Помечу лишь, что окончательную лапу на вылепленные природой экзотические куски лавы с райским сверху климатом наложили испанцы. Произошло это в районе 15 века.

Таким образом, и без того морская Испания, имела дерзость стать еще более морской, приватизировав острова, удаленные от Мадрида на тысячу километров. Интересно, что думают по поводу этой приХватизации африканские соседи, которым до ближайшего канарского острова всего полторы сотни километров? Не менее интересно и мнение по этому поводу россиян, склонных волноваться за все, что выходит за пределы Российской Федерации, а посему доступно осмыслению.

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что ход моих мыслей не сильно расходится с мнением моих соотечественников и жителей африканской Сахары. Испанцы - это "бип-бип-бип-бип" (ненормативные обороты), короче, "совершенно не правы". Своего побережья навалом, не считая Майорок с Ибицами, а тут еще Канары.

Говорят, от зависти ноет печень. Поэтому оставлю других злиться на алчность испанской короны, а лучше попытаюсь расставить все по полкам, не сбиваясь с канарской темы моего повествования.

Итак, Канары!

Все-таки самолет удобная штука. Особенно, если знаешь, куда поместить ноги и голову. И когда летит ровнехонько и не швыряет. Но тряска превращает его из терпимого жилого помещения в помеху, выворачивающего наружу не только внутренности, но и воспоминания детства и всего, что натворил или не успел натворить в этой жизни-

На заботливых авиалиниях пассажирам любезно, хотя и не без нервозности, поясняют, что тряска - результат сложной метеорологии за бортом. Разумеется, это не вся правда. По-моему, чаще всего турбулентность происходит из-за сложных отношений между членами экипажа, а иногда и между ними и пассажирами. Вспомнился один испанский фильм, в котором пилот, узнав, что на борту самолета летит его жена с любовником, страшно разволновался от ее близости и решил прокатить обоих, как говорится, "с ветерком". Весь полет он бросал машину в разные стороны, залетал в каждое облачко, где тряс самолет мелкой и крупной дрожью, кидал его в воздушные ямы, словом, сделал ребятам настоящий праздник. Мстителя-пилота нимало не смущали кислые рожи остальных 200 пассажиров, которые никаким боком не были причастны ни к образованию этого семейного треугольника, ни тем более, к появлению всех трех сторон на борту авиалайнера.

Переходя к моей теме, отмечу еще один эпизод, иллюстрирующий прямую зависимость летабельности аппарата от эмоций в кабине. Этот эпизод уже не из фильма, а живой, наблюдаемый мною лично в самолете грузинской авиакомпании, где я впервые узнал, что и на борту самолета бывают стоячие места.

"Созову я друзей, на любовь свое сердце настрою", как поется в песне. Грузины - радушные хозяева и ни в чем не отказывают друзьям. Не отказал им и хозяин воздушного корабля, зазвавший в самолет всех близких, число которых превысило количество сидячих мест. Пожилые люди (в Грузии этот возраст начинается где-то после 90) укоризненно посматривали на сидящую согласно купленных билетов 50-60-летнюю молодежь, рассчитывая на уважение к их преклонному возрасту. Однако "юнцы" не реагировали на старость и, пристегнувшись к креслам, демонстративно пялились в иллюминаторы. Самого старейшего гостя пилот все же усадил на импровизированный стул, и периодически выбегал к нему, справляясь о его здоровье и самочувствии. Раздраженным пассажирам, особенно армянам, он что-то крикливо втолковывал по-грузински. Для большей экспрессии он время от времени бросался в кабину пилота и через некоторое время самолет делал свирепый крен то вправо, то влево.

С тех пор меня очень занимают отношения между членами летной команды в воздухе. Как-то давно, еще мальчиком, я проник в кабину пилота в Al Italia. Была гроза, были тучи, была ночь, была тряска. И мне стало любопытно выяснить, что же происходит там, у руля. Не желая отвлекать пилотов, которые, я был уверен, были прикованы к пульту управления и обратились в слух, зрение и другие органы пространственной ориентации, я тихонько просунулся в кабину. Каково же было мое удивление, когда я увидел трех пилотов, спящих мертвым сном. Между ними лежала почти пустая бутылка Chianti. Четвертый, - очевидно, капитан судна, сонными глазками время от времени поглядывал вдаль, но делал это невнимательно, а потом опять ронял голову на спинку стула. Добросовестно несли ночную вахту только пассажиры, которые всю ночь, не смыкали глаз, будто именно от их пассажирской сосредоточенности зависела судьба машины, продирающейся сквозь тучи и вспышки молнии.

Чуть отвлекусь от описания островов. Когда я садился в венском аэропорту (потом оказалось, что аэропорт был закрыт из-за непогоды, но пилоты об этом, видимо, не знали), то после очередной воздушной ямы вспомнил интервью, которое дал телевидению один пассажир.

Пассажиру повезло. Он попал на один из тех редких рейсов, которые позволяют воочию, изнутри салона понаблюдать, как падает самолет. Своими впечатлениями он и поделился с телезрителями.

Причина падения была тривиальная. Самолет подняли в воздух с дырявым бензобаком. А там он окончательно прохудился, и оттуда стал подтекать керосин. Но, поскольку за бортом, как известно, ветрено, то капельки топлива ложились брызгами на стекла самолета и при лучах заходящего солнца отливали пурпурно золотистым цветом. Зрелище было незабываемое.

Затем пилот сообщил пассажирам, что согласно условиям договора между перевозчиком и пассажирами (см. авиабилет) - приземление состоится. Однако встреча с землей может быть самой непредсказуемой, поэтому рекомендуется зажать голову между коленок.

Через какое-то время топливо перестало брызгать на стекла. Оно закончилось. По этой же причине замолчал движок, и самолет пошел вниз каскадами. Воздушная яма, потом ровный полет, потом опять воздушная яма - словом планировал лестничкой.

Интересно очевидец описал реакцию пассажиров. Его рассказ опрокидывает все голливудские фантазии про авиакатастрофы (вопли, суета на борту, прыжки из угла в угол, склока, мордобитие, чтение молитвы, быстрое признание в любви, молниеносное бракосочетание, воссоединение разведенных супругов, примирение врагов и прочие сентиментальности). В этот судьбоносный момент, подробно описанный свидетелем, на борту царило мертвое молчание. Пассажиры вцепились до белизны пальцев в сидения и с вытаращенными глазами, боясь сделать любое самое малое движение, чтобы не было еще хуже, сохраняли полную неподвижность. Это был ступор, откуда их потом выводил психолог.

Самолет, как и было обещано, сел. Правда, на брюхо. И ухитрился не разлететься на куски. Поэтому товарищ и смог поведать нам о своих впечатлениях.

Так о чем это я? Ах да, про Канары. Так вот. Все эти острова v продукт вулканов, а те, v как известно - результат волнения горячей земли, которая извергала из себя все, что попадалось под руку - железо, медь, базальт и многое другое. Все эти ценные материалы, которые с таким пыхтением добывает человек, но столь легко и артистично выбрасывает земля, накладываются друг на друга, формируя слоистый и многоцветный пирог. Набрав за миллионы лет высоту три километра (такова глубина океана в этих местах) пирог выступил на поверхность, а в отдельных местах, где лава не унималась, поднимался все выше и выше, образовывая скалы, самая высокая из которых вознеслась аж на 3 тыс. метров. Туристов, желающих заглянуть в кратер, администрация вулкана к кратеру не пускает, опасаясь рекламаций, в случае если лава вдруг пыхнет огнем из этого дышла в лицо любопытным. Напрасная перестраховка. В течение последних 10 миллионов лет старожилы не наблюдали ни малейшей сейсмической нервозности с выбросами огнедышащей лавы наружу.

Кстати, о высоте. Как-то в самолете наблюдал такую картину. В самый интимный момент летного акта, то есть, ближе к окончанию, из кабины выбежал пилот, страшно возбужденный, и стал гоняться за стюардессой. Сначала я подумал, что это любовная игра, но по их мрачноватым лицам заключил, что они сводят друг с другом счеты, как в фильме. Однако вскоре оказалась, что пилота взволновала не женщина, а состояние закрылков, которые он стал нервно выпускать и прятать, сняв с пассажирской стены какую-то панель, где находились рычаги ручного управления. От помощи пассажиров сердито отказывался. Потом с тяжелым лицом исчез в кабине. Стюардесса продолжала нервно бегать по кабине, предлагая пассажирам... расстегнуть привязные ремни. Когда все расстегнули ремни (некоторые даже переусердствовали и расстегнули поясные ремни и верхнюю пуговицу брюк), интуиция подсказала мне, что ожидается очень плотный обед, но потом я решил, что, скорее всего, предстоит раздача и одевание парашютов. Однако когда поступил сигнал застегнуться на все пуговицы, я окончательно сбился с толку и решил, что будет применен иной способ либо эвакуации, либо амортизации предстоящего контакта с землей.

После посадки, по обрывкам слов я понял причину возбуждения пилота и стюардессы. Заклинило шасси, и пилот решил садиться на брюхо, а до этого, видимо, хотел максимально увеличить площадь крыла, чтобы "опереться на воздух" перед встречей с поверхностью планеты. Для этого и производил таинственные манипуляции с закрылками. Но потом к счастью для машины, подвернулось плотное облако (это уже мои домыслы), где самолет основательно встряхнуло, и через встряхивание шасси высунулось наружу. Нас высадили, покормили, выдали другой самолет, и мы полетели еще раз.

После этого я понял, что облака иногда выполняют и полезные функции, одну из которых я только что описал.

А еще я узнал от гида, что облака содержат влагу. Летом они конденсируются над океаном, а, пролетая над островом, тормозят о макушки скал и просачиваются в почву. К северу с них иногда капает, но на юге они молча скользят мимо, оставляя жаждущей поросли капельки тумана. Скупо, но многим на жизнь хватает. Следуя по более или менее стабильной траектории (ветер неизменно северо-западный из Сахары) облака очерчивают под собой живописный зеленый след из флоры, однако чуть в стороне - лысый камень и вулканическая серо-бурая или красноватая зола.

Вообще любопытно, как отчаянно повсюду произрастает жизнь. Упрямство, с которым все живое пробивается через голые скалы, сухие трещины, вечную мерзлоту и даже через самое, казалось бы, неодолимое препятствие - ЧЕЛОВЕКА, напомнило мне такую же отчаянную настойчивость трех турецких стюардесс Turkish Airlines, пытавшихся закрыть наружную дверь самолета. Та никак не желала задраиваться, хотя машина уже выходила на взлетную полосу. Потеряв надежду забить люк вручную, они мобилизовали всех мужчин в самолете, но ничего путного, как всегда, от мужчин не добившись, призвали на помощь свои три мясистые задние части и с разбегу наваливались этими точками на дверь. Кстати, именно там, в пассажирском кресле я впервые заметил, что у турецких женщин эта самая выдающаяся часть их тела расположена ниже, чем мы этого ожидаем. В результате оптического курьеза возникает ложное впечатление, будто у них короткие ноги. На самом деле ноги у них такие же. Просто ягодицы, откуда мы почему-то отмеряем начало ног, лежат ниже.

Но я отвлекся от островов.

Так вот, после нескольких попыток дверь закрылась, хотя характерного щелчка, подтверждающего окончательность закрытия, я не услышал и продолжал с интересом наблюдать за дверью, надеясь, что естественная турбулентность в воздухе окончательно утрясет проблему. В полете дверь и в самом деле странно вибрировала. Даже, как мне казалось, изгибалась то вовнутрь, то вовне. Но, возможно, мне это показалось. Не хочу сомневаться в качестве турецкого обслуживания и надежности национальных авиалиний. И, уважая наших турецких друзей, из принципа не соглашусь с мнением одного португальского пассажира, который приехал на конференцию из Лиссабона на воздушном турецком лайнере и громко заявил председателю, что никогда в жизни не будет пользоваться услугами этих басурман, а на следующую конференцию приедет либо на железной дороге, либо на попутке.

Как потом оказалось, его впечатлил необычный способ передвижения, который выбрал турецкий экипаж на отрезке Лиссабон v Анкара. Самолет двигался скачками. На трассе он три раза делал вынужденную техническую посадку. Поскольку туалет на борту был безнадежно чем-то засорен, пассажиры сначала думали, что техническая остановка была своего рода "туалетной паузой" - так экскурсоводы называют остановку автобусов для отлива туристами избытков эмоций.

Возможно, что истина была на стороне общей массы пассажиров, а, может быть, прав был сомневающийся португалец v не берусь судить. Но, во всяком случае, он не должен был так бестактно оглашать свое раздражение турецким перевозчиком, который, делая столь частые посадки, заботился именно о его, португальском здоровье и благополучии. Но все это вчерашний день. За это время авиатранспорт сделал большой шаг вперед. Рост популяции самолетов снял необходимость вынужденно сажать разладившийся в воздухе транспорт, а потом поднимать его вторично. Пассажирам просто выдают новый самолет. А чтобы народ не дергался и не беспокоил персонал бестолковыми вопросами или вскриками, некоторые турецкие линии выдавали (а может быть, выдают и сейчас) специальную памятку, которую, я, увы, не сохранил, но текст запомнил: "В момент взлета, вы услышите под собой скрежет металла, а потом глухой удар. Не пугайтесь, это всего лишь убирают шасси. В воздухе вас ждут и другие разнообразные мелодии. При снижении, вам может показаться, что куда-то пропал звук мотора. Не торопитесь с выводами. Просто самолет переходит на пониженные обороты, в результате чего закладывает уши, и некоторое время вам кажется, что в кабине тихо-." Ну, и так далее... а в конце - "и вообще наш вождь и учитель Аттатюрк еще в 20е годы говорил, что будущее Турции - в небе".

Таким образом, пассажир следит за шумом мотора, читает сопровождающие пояснения природы разных звуков и, как задумано, окончательно расслабляется. Так многие слушают симфонию в концертном зале, водя пальцем по тексту, где детально описывается весь музыкальный рисунок: "Сначала фанфары возвещают о... потом жизнеутверждающе пиликают скрипки, а затем как гром среди ясного неба на вас обрушивается удар большого барабана, которым композитор окончательно расставляет все точки над "i" и утверждает свет над тьмой!"

Немного о жителях Канар. Не по справочникам, а на основании зрительных впечатлений осмелюсь заявить, что жители островов в настоящее время - тоже немцы. Почему "тоже"? Дело в том, что немцы являют собой основную массу проживающих на курортных пляжах всех морей и океанов нашей планеты.

Желающим размяться в немецком языке Германию не рекомендую. Немецкий там, прямо скажем, грязный, поскольку им пользуются в основном чернорабочие Турции, число которых на германской земле вот-вот превысит количество зарегистрированных там немцев. Зато на океанских пляжах, исключая Северный Ледовитый океан и Антарктику, немецкий - чист, как стеклышко, и представлен в богатейших вариациях - от баварского до восточноберлинского.

Встречаются на Канарах и испанцы, но, в основном - это вспомогательный персонал - живой придаток к общей инфраструктуре для обслуживания немцев. Придаток, надо сказать, весьма добрый и радушный. Однако на мое обращение к этому придатку по-испански, он (придаток) сомнительно всматривался в меня, но потом, видимо не веря своим ушам, все-таки отвечал на выдрессированном немецком наречии, хотя и с приятным кастильским акцентом.

Делаю передышку. Надолго ли?

Источник: http://world.lib.ru/c/cherednik_a/kanary.shtml

Hosted by uCoz