Кто есть кто в Испании

Педро Альмодовар – чужой среди своих

Педро Альмодовар является одним из самых самобытных испанских режиссеров, но его путь к вершинам признания всегда был усеян шипами. Педро родился в городке Кальсада-де-Калатрава в провинции Сьюдад Реал. Данные о его дне рождения расходятся в зависимости от источника: 24 или 25 сентября 1949, 1950 или 1951 года. Даже его официальный сайт не снимает завесы тайны с этого обстоятельства.

Педро получил школьное образование в колледже, принадлежащем салесианским и францисканским монахам. Воспитание, полученное от учителей в сутанах, привело к тому, что он полностью утратил веру в Бога. 30 лет спустя результатом долгих размышлений, навеянных детством в религиозном колледже, станет его фильм «Плохое воспитание» (2004). В то время он увлекается кино и не пропускает ни одного нового фильма в городе Касерес, куда переехала его семья, когда Педро было восемь лет.

В 16 лет он уезжает в Мадрид, без семьи и без денег, но с четко определенными планами: учиться киноискусству. В театральное училище ему поступить не удается - Франко только что закрыл его. Педро окунается в мадридскую жизнь, которая для провинциального паренька казалась идеалом культуры и свободы, несмотря на жесткие ограничения, навязываемые диктатурой. Он подрабатывает, где только может, но его мечта о кино начинает приобретать материальные очертания лишь когда он получил первую более-менее серьезную работу: в фирме «Telefónica» помощником служащего. И тогда он покупает 8-миллиметровую кинокамеру и начинает снимать. По утрам Педро торопится на службу, а по вечерам и ночам пишет рассказы, некоторые из которых даже публикуются, участвует в театральной в группе «Лос Гольярдос», снимает фильмы своей камерой, сотрудничает с молодежными журналами и даже поет в пародийном дуэте «Альмодовар и Макнамара».

Премьера его первого фильма «Пепи, Луси, Бом…» (1980) совпала с рождением и первыми шагами демократии в стране. Картина имела большой успех, несмотря на то, что ее бюджет составил лишь 500.000 песет. С тех пор Педро начинает жить для кино. Ему постоянно приходилось выдерживать непризнание коллег-режиссеров, свысока наблюдавших за действиями провинциального самоучки. Стараясь не обращать на это внимания, Педро сам пишет сценарии и ставит по ним фильмы, которые начинают приносить ему мировую славу.

В Испании есть выражение «женщины Альмодовара», относящееся к актрисам, которые безоговорочно оказывали поддержку Педро и были готовы идти с ним и ради него в огонь и воду. Первой такой женщиной и музой Альмодовара на протяжении долгих лет была Кармен Маура. После громкого разрыва с ней прямо на церемонии вручения Оскаров в 1989 году ее место заняла Виктория Абриль, соперничавшая с другой «женщиной Альмодовара» Марисой Паредес. Из нового поколения этой категории актрис выделяется Пенелопа Крус.

Каждый новый фильм Альмодовара – это событие в культурной жизни страны. Фильм «Все о моей матери» (1999) стал обладателем «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». Следующая его картина, «Поговорите с ней» (2002) была удостоена престижного «Золотого глобуса» и «Оскара» за лучший оригинальный сценарий, претендовала на престижную статуэтку в номинации «Лучший режиссер».

В 2006 году на фестивале в Каннах картина Альмодовара «Возвращение» была удостоена премии за лучший сценарий и лучшее исполнение женских ролей, хотя явно претендовала на «Золотую пальмовую ветвь». Накануне отъезда в Канны Педро наконец-то получил то, чего явно не хватало в его послужном списке из нескольких десятков престижных наград за творческую деятельнось: премию Принца Астурийского в области искусства. Он так выразил свое отношение к этому событию: «Мне не нужна была премия такого уровня как премия Принца Астурийского, чтобы заполнить вакуум непризнания в моей стране. Все самое хорошее, что пишется обо мне, я читаю на других языках».

 

Hosted by uCoz