Tet-a-tet

Майя Плисецкая, балерина. Возвращение легенды.

Майю Плисецкую в Испании не только знают, но и хорошо помнят - великая балерина с 1987 по 1990 год руководила Национальным Лирическим театром. Именно этот период испанские ценители классического танца считают «золотой эпохой» национального балета. На минувшей неделе Майя Михайловна вновь посетила Мадрид, чтобы на сцене Мадридского Театра дать мастер-классы немногим испанским балеринам, остающимся верными классической балетной школе. А в субботу 4 июня великая русская балерина, которой осенью исполнится 80 лет, сама вышла на сцену.

Наблюдая из-за кулис за тем, как Мастер исправляла ошибки своих краткосрочных учениц, нельзя было не поразиться обстановке, царившей на сцене. Девушки, приехавшие со всех концов Испании, каким-то неведомым чувством понимали все, что им говорила Плисецкая еще до того, как в динамиках начинал звучать синхронный перевод. Каждый жест, каждый взгляд великой балерины многократно повторялись девушками и, наверняка, станут их главным «оружием» в будущей балетной карьере. Если, конечно, она случится...

По окончании последнего урока нам удалось задать великой соотечественнице несколько вопросов.

- Майя Михайловна, как Вы оцениваете сегодняшний уровень испанского классического балета?

- Да какой там уровень... В начале 90-х годов в Испании был взят курс на всяческое продвижение современного танца. Классический балет был лишен какой-либо поддержки и начал просто тихо умирать. А жаль, сейчас во всем мире наблюдается обратная тенденция – классика становится вновь популярной, и Испания могла бы занимать на мировой балетной сцене заметное место. Напрасно считается, что испанские танцевальные успехи могут быть связаны лишь с фламенко. В Испании было и есть немало прекрасных исполнителей, но чтобы как следует раскрыться, им нужна поддержка, нужны театры, нужны постановки. А этого нет. Вы видели сегодня на сцене чуть ли не единственных и не последних испанских балерин. Они меня спрашивали, плача: «Майя, что же нам желать?». Что им можно ответить? Уейзжайте из Испании туда, где есть театры и постановки.

- Для балерин так важно танцевать именно классический репертуар? Разве не смогут они себя найти в модернистких постановках, которых в Испании немало?

- Речь идет о школе, об основе балета. Я ведь тоже сначала танцевала в «Лебедином озере» и в другой классике, а лишь потом стала Анной Карениной. Впрочем, сами знаете, в то время в нашей стране ничего другого кроме классики танцевать было нельзя.

- Слова Галича о том, что «в области балета мы впереди планеты всей» в отношении России продолжают оставаться верными?

- Все очень изменилось... Недавно я была членом жюри «Золотой маски». То, что увидела на сцене, меня просто поразило. Российский балет шагнул очень далеко. Даже Мариинский театр, славившийся своим жеманством и суперприверженностью к классическому балету, так станцевал Форсайта, что я обомлела. Сейчас в балете все поменялось. Маленькие девочки приходят в балет уже «растянутыми» - кто-то где-то их предварительно готовит. В наше же время считалось, что учиться балету надо начинать у станка, растяжку ни в коем случае не надо форсировать, иначе не будет прыжка. Я, правда, считаю, что прыжку все равно нельзя научить – он или есть, заложен самой природой, или его нет, не дано. Можно, конечно, учить, но техника заменить талант не может.

- Завершая последний мастер-класс, Вы сказали, что девушки за эти четыре дня заметно прогрессировали. Вернись Вы сегодня к руководству испанского Лирического театра, смогли бы его «реанимировать»?

- Вряд ли. Они там уже разучились даже стоять на пуантах...

- Тем не менее, кое-где в Испании классический балет все же продолжает борьбу за существование. Пример тому – эти девушки, Ваши сегодняшние ученицы...

- В искусстве есть такое волшебное слово «как». Вопрос не в том, что танцевать, а КАК это делать.

- Очевидно, в Испании просто нет спроса на классический балет?

- Я всю жизнь очень любила танцевать, прежде всего - перед неискушенной публикой. Настоящее искусство затрагивает людей на подсознательном уровне. Тонкие знатоки балета в состоянии оценить и твою технику, и мастерство. Заметят все технические помарки, бурно поприветствуют высокий прыжок... Но когда тебе рукоплешет неискушенный зал, значит ты его задела, восхитила, значит – творишь настоящее Искусство. Поэтому ситуация в Испании обратная – нет настоящего балета, поэтому нет и спроса.

- В субботу вы собираетесь выйти на сцену. Поддерживаете танцевальную форму?

- Нет, спецально я уже не занимаюсь. Боюсь. У меня за мою карьеру было множество профессиональных травм – сорвана спина, в нескольких местах повреждены ноги. Боюсь, что занятия, даже легкие, разбудят все эти болячки – ходить-то не смогу, не то, что танцевать.

Беседовал Александр Пеунов

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2005, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"

 

Hosted by uCoz