Майя Плисецкая, балерина. Возвращение легенды. |
Наблюдая из-за кулис за тем, как Мастер исправляла ошибки своих краткосрочных учениц, нельзя было не поразиться обстановке, царившей на сцене. Девушки, приехавшие со всех концов Испании, каким-то неведомым чувством понимали все, что им говорила Плисецкая еще до того, как в динамиках начинал звучать синхронный перевод. Каждый жест, каждый взгляд великой балерины многократно повторялись девушками и, наверняка, станут их главным «оружием» в будущей балетной карьере. Если, конечно, она случится... По окончании последнего урока нам удалось задать великой соотечественнице несколько вопросов. - Майя Михайловна, как Вы оцениваете сегодняшний уровень испанского классического балета? - Да какой там уровень... В начале 90-х годов в Испании был взят курс на всяческое продвижение современного танца. Классический балет был лишен какой-либо поддержки и начал просто тихо умирать. А жаль, сейчас во всем мире наблюдается обратная тенденция – классика становится вновь популярной, и Испания могла бы занимать на мировой балетной сцене заметное место. Напрасно считается, что испанские танцевальные успехи могут быть связаны лишь с фламенко. В Испании было и есть немало прекрасных исполнителей, но чтобы как следует раскрыться, им нужна поддержка, нужны театры, нужны постановки. А этого нет. Вы видели сегодня на сцене чуть ли не единственных и не последних испанских балерин. Они меня спрашивали, плача: «Майя, что же нам желать?». Что им можно ответить? Уейзжайте из Испании туда, где есть театры и постановки. - Для балерин так важно танцевать именно классический репертуар? Разве не смогут они себя найти в модернистких постановках, которых в Испании немало? - Речь идет о школе, об основе балета. Я ведь тоже сначала танцевала в «Лебедином озере» и в другой классике, а лишь потом стала Анной Карениной. Впрочем, сами знаете, в то время в нашей стране ничего другого кроме классики танцевать было нельзя. - Слова Галича о том, что «в области балета мы впереди планеты всей» в отношении России продолжают оставаться верными? - Все очень изменилось... Недавно я была членом жюри «Золотой маски». То, что увидела на сцене, меня просто поразило. Российский балет шагнул очень далеко. Даже Мариинский театр, славившийся своим жеманством и суперприверженностью к классическому балету, так станцевал Форсайта, что я обомлела. Сейчас в балете все поменялось. Маленькие девочки приходят в балет уже «растянутыми» - кто-то где-то их предварительно готовит. В наше же время считалось, что учиться балету надо начинать у станка, растяжку ни в коем случае не надо форсировать, иначе не будет прыжка. Я, правда, считаю, что прыжку все равно нельзя научить – он или есть, заложен самой природой, или его нет, не дано. Можно, конечно, учить, но техника заменить талант не может. - Завершая последний мастер-класс, Вы сказали, что девушки за эти четыре дня заметно прогрессировали. Вернись Вы сегодня к руководству испанского Лирического театра, смогли бы его «реанимировать»? - Вряд ли. Они там уже разучились даже стоять на пуантах... - Тем не менее, кое-где в Испании классический балет все же продолжает борьбу за существование. Пример тому – эти девушки, Ваши сегодняшние ученицы... - В искусстве есть такое волшебное слово «как». Вопрос не в том, что танцевать, а КАК это делать. - Очевидно, в Испании просто нет спроса на классический балет? - Я всю жизнь очень любила танцевать, прежде всего - перед неискушенной публикой. Настоящее искусство затрагивает людей на подсознательном уровне. Тонкие знатоки балета в состоянии оценить и твою технику, и мастерство. Заметят все технические помарки, бурно поприветствуют высокий прыжок... Но когда тебе рукоплешет неискушенный зал, значит ты его задела, восхитила, значит – творишь настоящее Искусство. Поэтому ситуация в Испании обратная – нет настоящего балета, поэтому нет и спроса. - В субботу вы собираетесь выйти на сцену. Поддерживаете танцевальную форму? - Нет, спецально я уже не занимаюсь. Боюсь. У меня за мою карьеру было множество профессиональных травм – сорвана спина, в нескольких местах повреждены ноги. Боюсь, что занятия, даже легкие, разбудят все эти болячки – ходить-то не смогу, не то, что танцевать. Беседовал Александр Пеунов Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2005, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании" |