Tet-a-tet

Семья Небольсиных. Музыкальная история.

Не секрет, что наших соотечественников, получивших музыкальное образование и начавших свою карьеру в СССР, сегодня можно увидеть и услышать в составе ведущих испанских оркестров. В декабре, присутствуя на концерте классической музыки в исполнении оркестра испанского радио и телевидения в Мадриде, нельзя было не обратить внимания на то, как много в его составе иностранцев. Фамилии многих из них явно указывали, что их родиной является одна из бывших советских республик. А «гвоздем» представленной на суд публики программы была одна из симфоний Дмитрия Шостаковича, партию рояля в которой исполнил Эльдар Небольсин.

Эльдар родился в Ташкенте в семье музыкальных педагогов. И не удивительно поэтому, что уже в возрасте пяти лет он начал заниматься музыкой. А в 12 лет к нему пришел первый успех – он стал победителем на Всесоюзном конкурсе юных пианистов в Тбилиси. Спустя два года – новая победа, на конкурсе в Праге. Но настоящее международное признание пришло к Эльдару в 1992 году после триумфальной победы на 11-м Международном фортепианном конкурсе в Сантандере (Испания), где вместе с Гран-при он завоевал также и Приз за лучшее исполнение концерта Моцарта.

Свое музыкальное образование, начатое с родителями и преподавателем Натальей Сергеевной Васинкиной, Эльдар продолжил в ташкентской средней специальной музыкальной школе имени В.А.Успенского, давшей миру немало известных музыкантов. В 1991 году подающий большие надежды юноша из Ташкента отправляется учиться в Испанию. В музыкальной школе, носящей имя Королевы Софии, в мадридском пригороде Посуэло его педагогом был знаменитый Дмитрий Башкиров. В настоящее время уже сам Эльдар дает уроки камерной музыки в этом учебном заведениие.

Летом 2005 года Эльдар Небольсин стал победителем престижного Московского международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера, получив при этом специальный приз за лучшее исполнение классического концерта. Талантливый молодой исполнитель выступает с самыми знаменитыми оркестрами, гастролирует по всему миру, немало времени проводит в студиях звукозаписи. Взять у Эльдара интервью оказалось делом нелегким – встреча постоянно откладывалась, музыкант то отправлялся на гастроли, то напряженно работал в студии над новыми музыкальными записями. Наконец, встреча состоялась.

- Эльдар, в оркестре испанского радио и телевидения, с которым ты часто выступаешь, немало иностранных музыкантов, в том числе и наших соотечественников. Работают они и в других испанских оркестрах. С чем это связано? Испании не хватает национальных кадров?

- Это действительно так. Что касается иностранцев вообще, то это весьма распространенная практика в оркестрах Западной Европы. В них принимают музыкантов, оценивая их исполнительское мастерство, а не национальность. Другое дело, что в странах Восточной Европы, прежде всего на территории бывшего Советского Союза, музыкальное образование в свое время было очень хорошо поставлено. Сейчас мир стал открытым и многие молодые музыканты, начав заниматься музыкой на родине, затем едут в другие страны совершенствовать свое мастерство. Например, в музыкальной школе Королевы Софии очень много выходцев из других стран и, закончив ее, многие из них начинают работать в испанских оркестрах.

- А что это за школа? Легко ли в нее попасть?

- Школа основана частным фондом Альбениса, который возглавляет Палома О’Шеа. Она же является директором школы в Посуэло. Известности этой школы, кстати, немало способствовали и наши соотечественники, преподающие в ней – Башкиров, Брон, Шаховская. В школу на конкурсной основе принимают и приглашают молодых, но уже проявивших себя исполнителей. Немало среди них и наших.

- На концерте, в котором ты с оркестром RTVE исполнил симфонию Шостаковича, зал был переполнен. Было несколько неожиданно обнаружить в Испании такой интерес к классической музыке. Удивил и репертуар – Шостакович и, к тому же, произведение, посвященное русской революции 1905 года. Есть ли какое-то объяснение подобному неожиданному аншлагу?

- Если честно, я сам был немного удивлен подобным интересом со стороны публики. Любители и ценители классической музыки в Испании конечно же есть. Их поменьше, чем у нас, но тоже немало. Не стоит забывать, впрочем, что здесь концерты классической музыки проходят не так часто. Тот же оркестр RTVE выступает всего несколько раз в месяц. Зато один из радиоканалов постоянно транслирует его прежние записи, а все концерты идут в прямом эфире. Что касается Шостаковича, то он вообще очень часто звучал в 2006 году не только в Испании, но и по всему миру, поскольку исполнилось 100 лет со дня его рождения.

- Ты постоянно гастролируешь по всему миру. А в России часто выступаешь? Сохраняется ли там, как и в советское время, интерес к классической музыке?

- В России выступаю довольно часто, хотя это и не просто – там как и прежде живет и работает множество великолепных исполнителей. Интерес к классике не угас. Особенно обширная афиша концертов классической музыки, как и прежде, в Москве. В январе я выступал в Питере, а в мае у меня намечены выступления в различных городах России. Вернусь, поделюсь впечатлениями.

- Ты родился и рос в музыкальной семье, с пеленок слышал звуки рояля. Стать музыкантом было неизбежностью?

- Видимо, да. К тому же и моя младшая сестра тоже пианистка, причем – уже довольно известная. Но об этом, думаю, лучше поинтересоваться у наших родителей, которые были и остаются нашими самыми главными педагогами...

Музыкальная школа «Nebolsin» расположена в городке Торрелодонес под Мадридом. Довольно просторный «локаль» в цокольном этаже жилого дома, несколько комнат с пианино, гитарами и даже ударной установкой. Одна из комнат, судя по оформлению, явно детская. Основатели школы и ее главные педагоги – София и Евгений Небольсины. Пока Евгений провожает своих маленьких учеников, участвовавших в небольшом предновогоднем «утреннике», беседуем с Софией.

- Как ваша семья из Ташкента перебралась в Испанию?

- Эльдар приехал сюда совсем еще мальчиком, ему было 16 лет. Он стал учиться в музыкальной школе Королевы Софии и уже через год победил в престижнейшем конкурсе в Сантандере. В 1994 году мы приехали посмотреть, как ему тут живется одному. И остались. Давали частные уроки музыки, преподавали в музыкальных школах. Потом, в 1997 году, владельцы этой школы в Торрелодонесе предложили нам купить ее, поскольку дела у них шли не очень хорошо. Мы решили попробовать реанимировать школу.

- И дела у музыкальной школы «Nebolsin» сразу же пошли в гору?

- Нет, конечно. Первое время мы вообще отсюда не вылезали. Было трудно. Ведь каждое фортепьяно стоит около 2.000 евро, а у нас было всего 30 учеников. Сейчас их уже более 150. Мы все еще практически безвылазно здесь, но, по крайней мере, хоть на ночь едем домой. Мы работаем и еще в одной музыкальной школе, в Эскориале.

- А кто ваши ученики? В основном, дети?

- Не только. Конечно, учим детей основам. Но к нам приходят и совершенствоваться. Студенты музыкальных учебных заведений готовятся у нас к экзаменам. Кто-то приходит, чтобы подготовиться к конкурсам. Есть даже весьма и весьма взрослые люди, которые на старости лет вдруг решили научиться исполнять музыку. В общем, работаем с музыкантами всех уровней. Кроме того, я еще занимаюсь концертмейстерской деятельностью – аккомпанирую музыкантам и певцам, репетирую с ними. Занимаюсь и аранжировками.

- Вопрос, возникший в ходе разговора с Эльдаром. То, что он стал пианистом, было неизбежным при наличии родителей-музыкантов?

- Наверное. Ведь он с детства слышал музыку и играл с клавишами. Но хочу сказать, что никто его из-под палки за инструмент не усаживал. Он рос абсолютно нормальным мальчиком, мы его ни в чем не ограничивали. На велосипеде любил кататься, в футбол играл, увлекался гитарой. Летом в «Артеке» отдыхал, а не гаммы разучивал. Что же касается пианино, то это во многом был его выбор. Наталья Васинкина, его детский педагог, даже предостерегала нас, что он проводит за инструментом слишком много времени...

- Вы преподаете в своей школе вдвоем?

- Нет, у нас есть и другие педагоги. Например, Наталья Победина у нас работает с детьми. Она, кстати, еще и композитор, и руководитель хора. Давно уже назрел вопрос о расширении школы, нам стало тут тесно. Пытались получить какие-нибудь дотации, но это практически невозможно. Нам очень трудно конкурировать с муниципальными музыкальными школами, в которых уровень преподавания невысок, но зато они имеют финансовую поддержку государства.

- Сестра Эльдара тоже пианистка? Сколько ей лет, каковы успехи?

- Асе 26 лет. Еще в 1993 году, до нашего переезда в Испанию, она заняла первое место на конкурсе в Австрии. Была лауреатом трех других конкурсов. Когда приехали сюда, Асе было 14 лет и она стала учиться в консерватории в Эскориале. Эту же консерваторию, но экстерном, в свое время закончил и Эльдар. Уже здесь, в Испании, Ася занимала первые места на конкурсах в Манресе и Эскориале.

- Вокруг вашей школы сложилась определенная, как сейчас говорят, «тусовка». Не задумывались создать какую-нибудь ассоциацию? Например, друзей школы «Nebolsin»?

- А мы уже создали несколько лет назад такую ассоциацию. Правда, эта идея пока не принесла ожидаемых результатов, да и развивать ее, если честно, времени нет.

- Вероятно, после публикации этой статьи к вам захотят обратиться некоторые из читателей нашей газеты. На что что бы вы хотели обратить их внимание?

- Не уподобляться некоторым из наших учеников и их родителей, - подключается к беседе освободившийся Евгений. – Приходят к нам и говорят: «Научите меня немножко играть». Или: «Научите моего ребенка играть, чтобы он развлекался и других развлекал». А мы долго пытаемся объяснить в необидной форме: научиться играть «немножко» нельзя. Чтобы начать получать от своего исполнения удовольствие и доставлять удовольствие слушателям, надо очень много и упорно потрудиться. Отказавшись при этом от каких-то других занятий, быть может, более приятных. Если не готовы к таким жертвам, будут сплошные мучения.

Беседовал Александр Пеунов

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2007, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"

 

Hosted by uCoz