Главная | История | Российско-испанские связи | |
Мадридские гастроли «первого тенора России» |
В Испанию Л.В.Собинов приехал в начале января 1908 года после очень успешных гастролей в театре князя Монакского в Монте-Карло. Он поселился в мадридской гостинице «La Paix», в которой до него жили все посещавшие испанскую столицу знаменитости - Ротшильд, Фрегори, Сара Бернар. Приехав в Мадрид, певец очень волновался за судьбу своих гастролей. Ситуация для Собинова складывалась неблагоприятно. Как раз перед ним проходили и в эти дни заканчивались выступления знаменитых итальянских певцов – Ансельми и Титто Руффо. Ансельми считался главным его соперником, это был певец одного с Собиновым амплуа, столь же красивый и любимый зрителями. Мадридская публика считалась не менее экспансивной, чем итальянская, и очень опасной для певцов. Испанские театральные обычаи были таковы, что малейшая оплошность артиста, неудачно взятая нота служили поводом к срыву целого спектакля. После такого провала певец мог уже не трудиться ездить в Мадрид. Как и в Италии, испанская публика более всего ценила в певце искусство пения. В одном из писем Л.В.Собинов особо подчеркнул: «…здесь ценится тонкость и прочувствованность исполнения…» У испанских театралов было много хороших традиций: так, например, они были далеки от чувства предвзятости и преклонения перед авторитетами. Если неизвестный певец пел лучше предшественника, вчерашний кумир тотчас развенчивался. Но зато память о больших певцах, завоевавших любовь мадридцев, передавалась из поколения в поколение. Это радовало Собинова, но было и такое, что его огорчало. Он был недоволен декорациями, балетом, хором. Но при этом с большой похвалой отзывался об оркестре Королевского театра. Вскоре после приезда в Мадрид Л.В.Собинов приобрел «Путеводитель по Испании» Бедекера на французском языке, начал знакомиться с городом, изучать испанский язык В конце мадридских гастролей, длившихся около месяца, Собинов уже свободно понимал испанскую речь и даже мог немного изъясняться. И язык, и народ чрезвычайно ему нравились. Певец стремился использовать всякую возможность, чтобы ближе познакомиться с культурой и искусством Испании. Он обратил внимание на общность испанских напевов с черкесскими и русскими, а это ещё раньше отметил композитор М.А.Балакирев. В Испании Л.В.Собинов готовился спеть три оперы: «Манон» Ж.Массне, «Мефистофель» А.Бойто и «Искатели жемчуга» Ж.Бизе. Партию де Грие в «Манон» певец только что с триумфом спел в Италии в театре Ла Скала, и имел там прекрасную прессу. В Испании его предостерегали, что неразумно начинать гастроли с партии, в которой несколько дней назад перед мадридцами выступал Ансельми. Но Собинов знал, что его сила в лирическом пении, а уж в «Манон» он мог показать всю гибкость своего голоса, всю красоту тембра и идеальность mezza-voce. Уже после первого выступления 17 января 1908 года испанская публика и пресса признали Собинова первоклассным певцом, и впервые в зале прозвучало: «el gran Sobinoff». С таким же успехом спел он и в опере «Мефистофель». Но самый большой успех Л.В.Собинову в Испании принесло выступление в опере «Искатели жемчуга». Последний исполнитель партии Надира, любимец Испании, известный во всей Европе тенор Гайаре, пел в этой опере накануне смерти, после этого на мадридской сцене опера эта не ставилась 18 лет. Ни один певец, гастролировавший в Испании, не решался нарушить этот «обет молчания». Хулиан Гайаре, уроженец Пиренеев, после окончания Мадридской консерватории совершенствовался в Милане. Исключительной красоты голос и одухотворенность исполнения выдвинули его в ряды первоклассных певцов итальянской школы. Гайаре, относившийся к себе весьма критически, не раз уходил на время со сцены и брался за совершенствование своего мастерства. Собинов, услышав восторженные отзывы о Гайаре, припомнил, что слышал о нём. Испанский певец пел в России и его, как необычайно одарённого, выделял из состава итальянской труппы сам П.И.Чайковский. Спектакль «Искатели жемчуга» стал настоящим праздником для мадридцев. Был он праздником и для Л.В.Собинова. Русский певец с честью выдержал испытание: мадридская публика бурно его приветствовала. Успех артиста ещё более возрос на втором спектакле, когда он, к большому удовольствию публики, поднял заключительную ноту на октаву вверх, как это делал Гайаре. 26 и 28 февраля 1908 года газета «El Imperial» писала: «…Вчера вечером Собинов исполнил с большим успехом эту незабываемую арию, и притом, по желанию публики, должен был спеть её дважды. Он с успехом исполнил всю свою партию в этой опере, которую он хорошо знает, чувствует и чудесно поёт… Этим спектаклем Собинов заканчивает свои блестящие гастроли этого сезона в Королевском театре и уезжает любимцем публики…», «Это произведение как бы специально создано для Собинова. Бесспорно, талант этого во многих отношениях выдающегося московского тенора находится в полном расцвете; его голос такой задушевный и гибкий, что дуэты и арии из этого произведения Бизе звучат в его исполнении, как не звучали ни у кого другого…» Много лет спустя, в 1970-е годы, когда дочь певца Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль приезжала в Испанию, ей рассказывали подробности гастролей её отца, и с особенным восторгом упоминали о выступлении Л.В.Собинова в «Искателях жемчуга». В один из дней Л.В.Собинов посетил посольство России в Мадриде, где его принимал атташе барон де Бер. В посольстве состоялся концерт великого российского оперного артиста. Намечалось выступление Л.В.Собинова перед Альфонсом XIII и его семьёй, однако оно не состоялось из-за траура по королю и наследному принцу Португалии, погибшим в Лиссабоне в результате теракта. Тем не менее, во дворце был дан камерный концерт для матери монарха, вдовствующей королевы Марии-Кристины. Вскоре после этого Л.В.Собинов получил грамоту Министерства двора Испании и был награждён орденом Изабеллы Католической за активную помощь пострадавшим от землетрясения в Калабрии в 1908 году. Гастроли в Испании многому научили Л.В.Собинова. И, прежде всего, они дали ему возможность постичь душу испанского народа. «Не постановками, не роскошью жива испанская душа, - писал он позднее, - а звуком, исходящим из уст. И когда удаётся певцу ревниво следящую за ним аудиторию захватить и исторгнуть из неё вздох удивления, - то это значит, что было действительно хорошо… Когда вместе с залом аплодирует и хор, и рабочие сцены, и сторожа – вот это значит, что искусство в этот момент исполнило свою первую священную заповедь – оно дошло до человеческой души… Я уехал из Мадрида в десять раз опытнее того, каким приехал. Я сам научился говорить с душой слушателя. И вот этим–то я считаю себя обязанным этой невоздержанной, иной раз беспощадной публике райка.…За это я благодарен Испании безмерно». Специально для «Комсомольской правды в Испании» Алла Аносовская Директор Мемориального дома-музея Л.В.Собинова в Ярославле Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2008, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании" |