Главная | История | Российско-испанские связи | |
Федор Шаляпин в Барселоне |
80 лет назад великий русский артист впервые выступил на сцене «Лисео», самого известного оперного театра Испании. Пробуждением интереса к русскому искусству в начале ХХ века Европа в значительной степени обязана выдающемуся отечественному театральному деятелю С.П.Дягилеву. Именно по его инициативе в мае 1907 года были организованы первые масштабные выступления русских артистов в Париже под названием «Русские сезоны за границей». Цикл концертов впервые по-настоящему познакомил парижан с русской музыкальной культурой. Французская пресса восторженно писала тогда о музыке России, о ее выдающихся представителях. Особый успех выпал на долю Федора Ивановича Шаляпина, в то время пользовавшегося заслуженной славой «первого певца России». В 1908 году Дягилев привез в Париж целый оперный спектакль — «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского с Шаляпиным в заглавной партии. После этой постановки имя великого певца узнала вся Европа. Революция 1917 года и Гражданская война раскололи российское общество. В силу различных причин немало русских артистов, писателей, художников, музыкантов оказалось за границей. В 1920-1930-х годах искусство русского зарубежья, поражавшее богатством и многообразием своих проявлений, было наиболее яркой и самобытной составляющей культурной жизни Европы и Америки. Неотъемлемой частью культурного мира русской эмиграции стала гастрольно-концертная деятельность Ф.И.Шаляпина, навсегда покинувшего Советскую Россию в 1922 году. В зарубежный период своего творчества Шаляпин не создавал новых образов. Его жизнь за границей, по справедливому замечанию исследователей, была «бешеной гастрольной скачкой, сопровождавшейся все возраставшей тоской по Родине». Однако даже в отрыве от породившей его этнокультурной среды великий артист, выступая на лучших оперных сценах мира, утверждал славу русской школы пения и русской музыкального искусства в целом. В творческом плане 1927 год был для Шаляпина не менее насыщенным, чем предыдущие. Великий певец встретил его в Америке, где вместе с труппой «Шаляпин Юниверсал артистс инкорпортейтед» гастролировал по городам южных штатов США. В Нью-Йорке он записал очередную граммофонную пластинку, летом и осенью выступал в театрах Будапешта, Лондона, Парижа, Вены, Глазго и Бухареста. 20 ноября Шаляпин прибыл в Барселону. Еще в первые годы ХХ века, задолго до непосредственного знакомства с реалиями испанской жизни, русский артист создал несколько ярких, запоминающихся образов, связанных с Испанией. Это, прежде всего, король Филипп II в опере Дж.Верди «Дон Карлос» и Дон Кихот в одноименной опере Ж.Массне, специально написанной композитором для Шаляпина. Однако в Барселоне ему предстояло выступить в постановках, призванных познакомить испанскую публику с событиями русской истории. Первые гастроли певца в Испании открылись 3 декабря 1927 года оперой «Борис Годунов». Вместе с Шаляпиным в этом спектакле на сцене «Лисео» выступали известные оперные артисты русского зарубежья Мария Давыдова, Елена Садовень, Константин Кайданов, Капитон Запорожец. Опера Мусоргского была уже известна барселонским меломанам. Ее премьера на сцене «Лисео» прошла еще в ноябре 1915 года. Примечательно, что в той постановке не было задействовано ни одного русского артиста. Сейчас трудно судить, насколько собранные со всей Европы французские, итальянские и испанские певцы понимали исполнявшееся ими произведение, но можно с уверенностью сказать, что спектакль с участием Шаляпина, поставленный на той же сцене полтора десятилетия спустя, стал зрелищем совсем иного качественного уровня. Как известно, именно с постановки «Бориса Годунова» в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова 28 ноября 1898 года началась всероссийская, а потом и всемирная слава Шаляпина. Свою партию молодой певец разучивал под руководством С.В.Рахманинова. Гениальное воплощение образа царя Бориса, явившееся итогом этой работы, стало подлинной сенсацией русской оперной сцены. Шаляпин до конца жизни продолжал совершенствовать сценический образ Годунова, придавал все новые черты внешнему облику, корректировал поведение, жесты, пластику, обогащал новыми интонациями вокальную партию. Артист искал и находил возможности вызвать сочувствие к страданиям Бориса, сделать его образ «более трагически-симпатичным». В книге воспоминаний «Маска и душа: мои сорок лет на театрах», вышедшей в Париже в 1932 году, великий певец посвятил немало строк своему видению этого образа. «Великая сила в Борисе Годунове, - писал Шаляпин, - этой наиболее симпатичной мне личности во всем моем репертуаре. Но этот бедняга, хоть и властный Царь, как огромный слон окружен дикими шакалами и гиенами, низкая сила которых в конце концов одолеет. Инстинктивно чувствуя слоновую силу Бориса и боясь этой силы, бояре ходят вокруг да около с поджатыми хвостами, щелкая зубами. Но они смирны только до поры до времени. В удобную минуту трусливая, но хитрая олигархическая и хищная свора растерзает слона. И опять-таки с необузданной широтой развернется русский нрав в крамольном своеволии боярства, как и в деспотии Грозного…» По свидетельствам очевидцев, Годунов Шаляпина был образом «чисто шекспировского размаха». Особенно потрясали сцены видений и смерти. Зал в ужасе замирал, все невольно обращали взоры в тот угол, где, как казалось Борису, что-то «колышется, растет, движется»… Вскоре после первого спектакля, 10 декабря 1927 года, выходившая в Париже русская эмигрантская газета «Дни» сообщала: «Из Барселоны нам пишут: 3-го декабря барселонская публика впервые увидела на своей сцене Ф.И.Шаляпина, выступившего в «Борисе Годунове». Впечатление ошеломляющее; овации приняли размеры небывалые. Местная пресса отмечает, что несмотря на неоднократные постановке в Барселоне оперы Мусоргского, только сейчас это произведение предстало перед публикой во всей красе. Голос Шаляпина вместе с музыкой Мусоргского дали спектакль, который остался навсегда в памяти барселонских театралов. Сейчас усиленно готовится к постановке «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Грозного…» Премьера оперы «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова, ранее не исполнявшейся в Испании, прошла на сцене «Лисео» 13 декабря 1927 г. Партия Ивана Грозного в исполнении Шаляпина стала подлинным украшением этого спектакля. Образ легендарного русского царя великий артист удачно нашел в 1897 году, во время работы в опере С.И.Мамонтова. Он сразу оказался столь законченным и правдивым, что, в отличие от других сценических персонажей Шаляпина, уже не требовал последующей доработки. В своих мемуарах певец отмечал, что стремился отразить в нем «беспредельное чувство владычества над другими людьми» и «невообразимую уверенность в собственной правоте». Нисколько не смущается Иван Васильевич Шаляпина, «если река потечет не водой, а кровью человеческой…» Великий артист появлялся перед барселонской публикой не только в исполненных драматизма русских партиях. В 20-х числах декабря 1927 года дирекция театра обратилась к Шаляпину с просьбой, кроме «Бориса» и «Псковитянки», выступить также в «Мефистофеле» А.Бойто – спектакле-гала, который администрация «Лисео» давала в том сезоне в рамках театрального абонемента. Так каталонские меломаны познакомились с еще одним из сценических образов певца, принесших ему мировую славу. Несколько дней спустя Шаляпин покинул Испанию. 31 декабря 1927 года газета «Дни» писала: «В Париж возвратился Ф.И.Шаляпин. В ближайшее время знаменитый артист едет в Америку». Бесконечная «гастрольная скачка», предел которой положила лишь смерть Федора Ивановича в 1938 году, продолжалась... Выступления Шаляпина в Барселоне надолго запомнились испанской публике. Историки театра «Лисео» с гордостью причисляют русского певца к плеяде выдающихся исполнителей, выступавших на его сцене. О столь примечательной странице истории российско-испанских культурных связей не стоит забывать и нам, соотечественникам «великого сына земли русской». Автор: Михаил Российский, кандидат исторических наук Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании" (c) 2007, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании" |