Cтрастная неделя

Испанские Хроники -> Праздники

Страстная или Пасхальная неделя отмечается почти по всей Испании грандиозными и чрезвычайно красочными религиозными процессиями, символизирующими путь Христа на Голгофу. Традиция отмечать таким образом Святую неделю зародилась, как считается, еще в XVI веке.

Начиная с Вербного Воскресенья… Стоп! Давайте внесем ясность – верба, разумеется, ни в Испании, ни в Иерусалиме не растет. Согласно библейским сюжетам речь должна идти, скорее, о пальмовых и лавровых ветвях, но в Испании этот известный любому верующему день в году называют Воскресеньем Букетов (Domingo de Ramos). И начиная с этого дня ежедневно на протяжении всей недели многие города наполняются процессиями, идущими от часовен и святилищ по городским улицам. Процессии достигают апогея в четверг и пятницу, когда их число в некоторых городах может доходить до нескольких десятков в день. Отметим и то, что обычно начинаясь во второй половине дня, некоторые процессии продолжаются при свете факелов и свечей ночью, а заканчиваются порой лишь под утро. Одни участники шествий несут на своих плечах так называемые «pasos» - богато украшенные платформы, на которых установлены фигуры святых и изображены сцены из последних дней земной жизни Христа. Другие, облаченные в длинные туники и балахоны, перчатки и конусообразные колпаки с прорезями для глаз, просто сопровождают шествие. Роли всех участников процессий распределены раз и навсегда.

Братства

Душой праздника, его главными участниками и во всех смыслах движущей силой являются так называемые «cofrodias» - религиозные братства сродни монашеским, но состоящие из простых горожан. Как правило, для вступления в братство нужно быть членом семьи или другом детства того, кто уже в нем состоит. Иными словами, для приема в братство требуются надежные рекомендации. Обычным делом считается принимать в ряды братства новорожденного ребенка, родители которого там уже числятся давным-давно.

Исторически сложилось так, что братства - структуры чрезвычайно закрытые. В былые годы в них принимали лишь членов семьи по нисходящей линии, и братства были сформированы представителями нескольких семей, без всяких посторонних «примесей». Сегодня необходимым условием для вступление в братство человека со стороны является наличие у него поручителей из числа «братьев». Именно поручители берут на себя ответственность за успешное вливание новичка в коллектив. Устои и традиции любого братства обязывают его членов быть в первую очередь верным католиком и не забывать о нуждах самого братства, которое являет собой нечто гораздо большее, чем просто компания людей, раз в год наряжающихся в одноцветные балахоны и колпаки, чтобы прошествовать по улицам родного города. Часть своей первой после вступления в братство зарплаты новичок тратит как раз на эти нужды, приобретая необходимую экипировку, и в дальнейшем по мере сил участвует в материальном снабжении сообщества. В частности, раньше, когда не существовало системы государственных социальных льгот, вдова умершего члена братства имела право на регулярное денежное пособие, которое собирали вскладчину.

Практически каждое братство имеет собственную символику - эмблемы, гербы, штандарты и одежду определенного цвета.

Помимо должностей с различными обязанностями и соответствующей мерой ответственности, в рамках братств существует определенная иерархия:

- Братья юного возраста, освобожденные от каких-либо дел и обязанностей.

- Совершеннолетние или «светлые» братья, составляющие костяк всей структуры. Они выполняют основные работы, обязаны присутствовать на всех собраниях и платить членские взносы.

- Резервисты, обычно - пенсионного возраста, освобожденные от обязательного присутствия на собраниях и уплаты взносов. Многие из них – ветераны движения, они входят в совет старейшин братства, глубоко почитаемы, к их мнению внимательно прислушиваются.

- Почетные братья, не входящие в состав братства, но добровольно оказывающие ему различную помощь.

- Кровные братья. Члены братства, публично и на полном серьезе бичующие себя во время процессии. В настоящее время традиция самобичевания постепенно исчезает, но пока сохраняется в некоторых братствах.

- Братья-помощники. Заботятся о сохранности и внешнем виде «pasos», оповещают всех членов братства о предстоящих мероприятиях.

- Сестры-вдовы. Женщины, выбывшие из братства в связи с кончиной мужа.

Мажордом

Высшая честь, которой может удостоиться член братства - переходящая должность мажордома. Этого почетного поста удостаиваются, как правило, единственный раз в жизни и будучи уже в летах. Мажордом не только распоряжается всеми актами на протяжении праздника, но и несет значительную финансовую нагрузку - в день процессии он должен кормить и поить остальных членов братства. Если братство малочисленное, оно в полном составе трапезничает и в доме мажордома, большие же братства для этого выбирают одно из заведений общепита. Год спустя мажордому доверяют нести во главе процессии богато украшенный штандарт братства. Иногда этот штандарт несут не на древке или кресте, а обернутым вокруг тела.

Сбор

В Святые четверг и пятницу, в первый час пополудни, те члены братства, которые будут нести «paso», приходят с туниками в руках в дом мажордома, чтобы одеться «по форме» и идти собирать остальных братьев. Сбор превращается таким образом в еще одно красочное шествие. После того, как сбор всех братств закончен, они в полном составе движутся к зданию муниципалитета, чтобы поприветствовать представителей власти, после чего расходятся к своим часовням и святилищам, откуда в определенный час начнут шествие.

Вынос «paso»

В детстве и юности каждый член братства обучается специальной технике, чтобы когда придет время без заминок и накладок выполнить почетную обязанность: вынести «paso» из святилища и пронести его совместно с другими братьями нужным маршрутом. Эта честь выпадает тем, чей возраст не меньше 20 и не больше 55 лет, так как «paso» - штука чрезвычайно тяжелая, и от ее носильщиков требуется хорошая физическая подготовка.

Список тех, кому доверят нести «paso», ежегодно утверждается на совете братства. Список формируется исключительно на добровольных началах, но в желающих недостатка никогда не бывает. В список на всякий случай включают и запасных. Носильщиков распределяют по росту и опыту: самые высокие и опытные пойдут впереди, менее статные - позади, а невысокие и малоопытные - по бокам. В общей сложности платформу поддерживают с боков приблизительно 20-25 человек, не считая находящихся под ней. Самый высокий и опытный из носильщиков занимает место у центрального переднего поручня под платформой. Он несет ответственность за маневры платформы во время процессии. Менее рослый, но не менее опытный брат располагается у центрального заднего поручня, следя за тем, чтобы платформу не «заносило» в сторону и чтобы она не задевала стены и углы домов.

В день процессии до ее начала проходит обязательный обмер «paso». Носильщики занимают свои места под платформой, при помощи натянутой веревки замеряют разницу в росте и определяют, кто из братьев не достает плечами до упоров. Тем, кто не достает, устанавливают деревянные прокладки нужной толщины.

Изначально «paso» стоит на скамьях такой высоты, чтобы можно было на корточках подлезть под платформу. Помолившись, носильщики подбирают полы у своих туник, дабы не наступить на них в самый ответственный момент, и по команде одним движением поднимают платформу на уровень груди. По мере выноса платформы из помещения ее приходится опускать, чтобы не ударить о притолку. Носильщикам порой приходится выносить «paso» из храма, опустившись на колени, что обыкновенно вызывает сильнейший прилив чувств у собравшейся публики. На улице платформу по команде поднимают на высоту плеч.

Процессия

С технической точки зрения для братства это самый тяжелый и трудоемкий этап. Подъемы и спуски, узкие улицы, балконы и прочие естественные препятствия требуют от носильщиков полной отдачи физических и душевных сил. Процессию нередко приходится задерживать, дожидаясь, пока идущие впереди справятся со своими платформами. В такие моменты «хорошим тоном» считается заставить «танцевать» свою ношу: носильщики на месте синхронно переступают с ноги на ногу, и платформа мерно покачивается из стороны в сторону, приводя в восторг зрителей. Во время процессии должен быть просчитан каждый шаг, спину следует держать прямо, иначе накапливающаяся усталость и боль от врезающихся в плечи деревянных упоров платформы (дань страданиям Христа, несшего свой крест) способны подкосить даже самого выносливого.

Музыка

Соответствующая моменту музыка обеспечивается оркестрами, в составе которых преобладают духовые и ударные инструменты (в последнее время многие братства обзавелись собственными музыкальными коллективами). Также в музыкальном сопровождении процессии могут участвовать особые действующие лица:

- «Эль пардаль» («воробей»). Человек, в обязанности которого входит предупреждать о приближении процессии, издавая внезапные пронзительные звуки при помощи рожка. Эта традиция зародилась приблизительно в XVII веке, и с тех пор должность переходит по наследству от отца к сыну.

- «Эль тапетан». Это слово означает барабан, украшенный цветной материей. Глухой звук, издаваемый тапетаном, весьма характерен, а ритм, в котором в него бьют («тан, тан, та-пе-тан»), по всей видимости и дал название инструменту. Бить в тапетан часто доверяют ребенку, которого укрывают под «paso» между носильщиками.

Считается, что наиболее впечатляющие процессии, заявленные как представляющие международный туристический интерес, проходят ежегодно в Севилье, Мурсии, Малаге, Вальядолиде, Куэнке, Леоне, Саламанке, Саморе и Картахене. При этом столица Андалусии признается единоличным лидером – в Севилье 58 различных братств, членами которых является треть городского населения. Самое знаменитое севильское братство - Богородицы Макарены. Его шествие по улицам Севильи в ночь с четверга на пятницу продолжается не менее 14 часов. Всего же в Испании в пасхальных шествиях, по официальным данным, участвуют до трех миллионов человек - членов различных братств и, разумеется, миллионы зрителей.

 

Мадрид. 2008

© Испанские Хроники

 

 

Hosted by uCoz