Вероника Кийвер
Коррида и другие испанские праздники

Здравствуйте, у микрофона Вероника Кийвер. Тема сегодняшней передачи - коррида и другие испанские праздники, в которых животным отводится весьма незавидная роль.

Пожалуй, не каждый сочтет возвышающим душу то скорбное чувство, которое испытываешь, когда упряжка ослов тащит с арены за рога мертвого быка. Если коррида была захватывающей, публика проводит в последний путь быка громом оваций: в Испании ценится bravura - храбрость и задиристость. Однако с жизнью храбрецу пришлось распрощаться.

Бычок Фердинанд, герой популярной детской книжки, не хотел рисковать жизнью, он вообще отказывался участвовать в корриде. В результате Фердинанда оставили в покое и вернули на его излюбленное местечко под старым пробковым дубом. Там он встретился со своими более боевитыми сородичами - черными быками испанской породы Bos taurus ibericus, которых разводят специально для участия в корриде в Dehesas - заповедных дубравах на склонах Сьерра-Морена в Андалусии. Эти дубравы принадлежат крупным испанским землевладельцам, усилиями которых целый регион превращен в безупречную экосистему, каких в Испании почти уже не осталось. Быки живут здесь практически на свободе.

Первые поселенцы появились на склонах Сьерра-Морена в конце 14 - начале 15 века, когда в ходе Реконкисты Андалусия была отвоевана у мавров. К этому времени относится и возникновение существующих по сей день крупных латифундий.

Ландшафт Сьерра-Морены веками формировался усилиями местных крестьян. Немало труда стоило им очистить от густого леса участки, пригодные под пашню. На этой не очень щедрой земле люди вынуждены были заниматься экстенсивным сельским хозяйством, неизменно сохраняя равновесие между использованием ландшафта и его сохранением. Экологическая система дехесас - дубрав Сьерра-Морены - никогда не лишалась способности восстанавливаться естественным путем.

Дубы растут здесь на расстоянии десять и больше метров друг от друга. Свободные пространства служат пастбищами для быков. Если знойным летом травы на лугах пожухли, стада сбредаются под дубы, где быки находят не только тень, но и кучи желудей, которыми они не прочь полакомиться. Кроны деревьев регулярно подрезают: в листву тогда поступает больше солнечного света, что способствует росту желудей. Кроме того, подрезанные дубы не так быстро высыхают. В случае лесного пожара они скорее выстоят, чем деревья с высохшими ветвями. Треть пробковых дубов в Сьерра-Морене выделяются на фоне соседей своим голыми красноватыми стволами: с них ободрали кору, толщина которой достигает пяти сантиметров. Прежде чем содрать кору с дуба в первый раз, ждут 40 лет, а затем обдирают ствол каждые 9 лет. Пробковая отрасль приобретает в последние годы всё большее значение, и продажа коры служит местному населению немаловажным источником доходов. Главным скупщиком испанской пробки является Бразилия.

Однако разведение быков для корриды всё же остается важнейшей сферой деятельности жителей Сьерра-Морены. Животные пасутся на свободе четыре - пять лет. Затем самых задиристых из них удостаивают чести геройски погибнуть на одной из арен Испании. Коррида продолжается обычно около двух часов. В представлении участвует шесть быков, так что состязание каждого из них с тореадором длится всего 20 минут, а то и меньше. На тот случай, если тореадор поторопится, за кулисами всегда есть седьмой бык.

Если учесть, что в Испании в сезон с мая по октябрь во многих местах корриду устраивают каждые выходные, то станет понятно, почему разведению быков придается такое большее значение, и почему дехесас в Сьерра-Морене сохраняются куда лучше, чем многие другие культурные ландшафты в Европе.

Однако, несмотря на всю пользу для сохранения ландшафтов, разведение быков для корриды вызывает бурные споры, в том числе, и в самой Испании. Сторонники корриды считают убийство быка на арене большим искусством, а состязание человека с животным - достойным восхищения спектаклем. Противники же корриды видят в ней проявление кровожадности и садизма. Общества защиты животных, кроме того, протестуют против предоставления землевладельцам, разводящим быков для корриды, субсидий из фонда Европейского Союза.

Но несмотря ни на что, каждые выходные многотысячные толпы зрителей стекаются на арены по всей Испании. Коррида начинается с того, что быка как следует злят. Чтобы животное не только вошло в раж, но и ослабело, пикадор прокалывает его холку копьем. Той же цели служат украшенные яркими лентами пики, которые бандерильерос загоняют быку под кожу спины. Затем начинается состязание: тореадор, следуя веками формировавшемуся ритуалу, включающему определенные хореографические элементы, продолжает раздражать уже и так разъяренного быка, рискуя в любой момент быть задетым.

У матадора - как называется тореадор на последнем этапе состязания с быком - есть две возможности: либо дождаться атаки со стороны быка, чтобы тот сам напоролся на шпагу, либо самому начать наступление. И то, и другое крайне опасно, поскольку по правилам корриды, быка следует прикончить, пронзив его шпагой меж лопаток. При этом нужно попасть в одно определенное место размером с монетку.

Если бык будет убит по всем правилам, тореадор получит в награду отрезанное ухо побежденного животного. Ликующего победителя под гром аплодисментов унесут с арены на руках. Потерпевшего поражение тореадора публика освистает, если, конечно, он не ранен или не убит. В этом случае его тоже на руках унесут с арены, но без аплодисментов.

Несмотря на колоссальный риск, которому каждый раз подвергается тореадор, коррида - это отнюдь не состязание двух равных по силе и ловкости противников. Выходя на арену, человек демонстрирует свою способность покорять необузданного, неукращенного зверя как символ дикой природы. Эта опасная игра возможна, однако, при условии, что эта дикая природа существует. Для корриды годятся только быки, которые, живя в естественных условиях, сохранили необузданный нрав и боевитость, у которых не притупились инстинкты и которые не утратили способности быстро двигаться. Короче говоря, для корриды нужны быки, не имеющие почти ничего общего с теми своими отупевшими сородичами, которые проводят всю жизнь на фермах, чтобы потом человек мог съесть бифштекс или бефстроганов. Быки, которым предстоит выйти на арену, должны расти в условиях абсолютной свободы, и контакт с человеком должен быть сведен к минимуму.

Поэтому тем, кто проезжает на машине по дорогам Сьерра-Морены, редко доводится увидеть быков, которые, будучи настоящими дикими животными, чураются людей и предпочитают не подходить даже к ограде заповедных лесов. Вблизи на них можно посмотреть только на фермах, куда периодически сгоняют всех живущих в дехесас быков, которые достигли определенного возраста - четырех-пяти лет - и которые готовы к участию в корриде. Лучших из них ждет изгнание из райских дубрав Сьерра-Морены.

После того, как нескольких быков отобрали для корриды, начинается торг. Четырехлетний бык стоит до полутора миллионов песет (около 15 тысяч долларов).

Коррида является для Испании важным экономическим фактором, который к тому же отличается стабильностью. Она не подвержена колебаниям конъюнктуры, и цены на быков постоянно повышаются. Те, кто разводит быков для корриды, могут не беспокоиться за свое существование - в отличие от скотоводов, специализирующихся на мясных породах. Дело в том, что с тех пор как Испания вступила в ЕС, страну наводнили дешевой французской говядиной. Испанским крестьянам становится всё труднее удерживаться на рынке, хотя мясо их отличается высоким качеством и считается биологически чистым.

Нет оснований опасаться и за судьбу дехесас Сьерра-Морены. Пока есть спрос на диких быков, иными словами, пока людям нравятся кровавые битвы человека с диким животным, ни одно дерево в заповедных дубравах срублено не будет.

Коррида - это целый мир, живущий по своим собственным законам. Этот мир неподвластен структурным переменам, происходящим в аграрном секторе в рамках ЕС, ему не страшны никакие указы из Брюсселя. Вековые традиции надежно защищают испанских быков и среду их обитания.

В североиспанском поселке Вийардефрадес летом этого года во время народного гулянья изрядно захмелевшие подростки поймали корову, вставили ей в рот воронку и начали заливать в нее виски до тех пор, пока бедное животное не откинуло копыта. "Четыре литра понадобилось нашим парням, чтобы убить корову!"- ликовала местная газета. "Это уже даже не издевательство, это - настоящая пытка",- заявила представительница испанской организации защитников прав животных Анда. И хотя в данном случае на распоясавшихся парней подали в суд, и каждому из них грозит штраф размером - в пересчете - 40 тысяч долларов, в стране корриды защитникам животных нелегко вести борьбу за дело, которое они считают правым. В Испании, в отличие, скажем, от Германии, у животных нет лобби, и общественность, как правило, равнодушно реагирует на призывы в их защиту. По данным организации Анда, только на аренах от шпаги тореадора в Испании ежегодно мученически погибает 7000 быков, еще 19 тысяч расстаются с жизнью во время традиционных забегов, например, прославленного на весь мир состязания в городе Памплона. Однако коррида и другие зрелища с участием быков - вековая традиция, без которой немыслима жизнь испанцев, и сотрудники организации Анда вынуждены считаться с этим. Но они не могут не протестовать против других народных праздников, на которых животных приносят в жертву.

А такие праздники устраиваются в Испании очень часто. И во многих из них роль жертвы отводится всё тому же многострадальному быку. Например, на ежегодном празднике в честь святого Иоанна в городке Кориа быка несколько часов подряд гоняют по улицам, причем засевшие в окнах горожане осыпают животное стрелами. А в районе Валенсии популярно такое развлечение: быку намазывают смолой и поджигают рога, превращая их в факелы. В рогах животного есть нервные окончания, и поэтому такая "игра" для него крайне болезненна.

Когда и как зародились такого рода традиции точно не знает никто, однако, по мнению антропологов, они уходят корнями в мифологию, где битва с быком издревле символизировала покорение природы человеком.

В наши дни принесение животных в жертву нередко совершается на потеху туристам. Так, например, в Манганесес-де-ла-Полвороса 25 января, в день святого-покровителя этой деревни с колокольни местной церкви сбрасывают живую козу. Поглазеть, конечно, приходят не только местные жители, но и отдыхающие. Правда, в данном случае, защитникам животных удалось добиться некоторого успеха: если раньше коза падала на землю и разбивалась насмерть, то теперь ее кидают в специально растянутую простыню, и умереть она может, разве что, от страха.

Беспокойство защитников животных вызывает и растущая популярность собачьих боев, которые в Испании запрещены законом. В районе Барселоны, например, устраиваются состязания пит-бультерьеров. Азартные болельщики заключают при этом пари на значительные суммы. Если побежденная собака останется в живых, ее "в наказание" привязывают к рельсам и ждут поезда. Те, кому ждать поезда недосуг, сбрасывают, как правило, тяжело раненное животное с железнодорожного моста.

По всей Испании пользуются популярностью праздники, во время которых на улицах на уровне вторых этажей протягивают веревки, к которым за шею подвешивают гусей или куриц. А молодые парни, проносясь верхом на лошади, должны на полном скаку ухватиться за лапы птицы и оторвать ее туловище от головы.

В районе Малаги есть обычай во время народных гуляний подвешивать за ноги зайцев или голубей, которых толпа забивает насмерть камнями. По инициативе защитников животных, в Испании было принято официальное постановление, предписывающее использовать во время такого рода праздников только уже убитых животных - если народ не может отказаться от своих обычаев и традиций. Однако, кто может проконтролировать соблюдение постановлений? Ведь жестокие развлечения устраиваются обычно в деревнях, где люди не любят выделяться. Быть как все - спокойнее.

На этом я, Вероника Кийвер прощаюсь с вами, до следующего выпуска радиожурнала ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ровно через неделю. Всего вам доброго.

Источник: http://www.dwelle.de/russian/archiv_2/oek2509.html

Hosted by uCoz