Культурное наследие

Астуриас

Долгая жизнь в крупном столичном городе накладывает на поведение человека определенный шаблон. Вынужденное ежедневное общение с огромным количеством людей, по большей части незнакомых, заставляет выработать некоторую универсальную поведенческую модель, основанную, прежде всего, на корректном общении в любой ситуации. Лишь присмотревшись как следует друг к другу и не обнаружив ничего для себя неприемлемого, люди начинают потихоньку сближаться, переходить на "ты", переходят от общих тем для разговора к более интимным. Настоящая дружба возникает обычно между одноклассниками, однокурсниками, коллегами по работе, т.е. между людьми, долгое время имеющими возможность присматриваться друг к другу и съесть вместе не один пуд соли.

Другое дело - провинция, пусть даже и испанская. Приехав в Астуриас из Москвы, мы на первых порах были просто шокированы панибратским к себе отношением со стороны совершенно незнакомых людей. Приходишь в первый раз в какой-нибудь магазин, и продавщица, девчушка лет 17, совершенно спокойно обращается к тебе на "ты". То же самое в банке, в баре, в поликлинике. Наша дочь, которая приехала в Испанию в десятилетнем возрасте, уже твердо знала, что к учителям в школе, а также ко всем взрослым людям, за исключением ближайших родственников, надо обращаться исключительно на "вы". В Астуриас ее быстренько отучили от этой никому не нужной привычки - как в Овьедо, так и в Хихоне с первого по последний класс учителя и ученики общаются исключительно на "ты". Этакое братание и единение. И стоит ли удивляться, что, выйдя за стены школы, ученички продолжают "тыкать" всем и везде? В испанском языке, как и в других языках, существует специальная глагольная форма, используемая при вежливом обращении. Изучая еще в Москве испанский язык, мы, естественно, уделяли ей ничуть не меньше времени, чем всем другим языковым элементам. Но знания эти и навыки оказались совершенно ненужными в Астуриас.

Можно, конечно, предположить, что в относительно небольшом городе маленькой провинции любые два человека, поговорив минут пять, без труда выявят общих знакомых, а то и родственников. Видимо, так оно и есть, но нам, особенно на первых порах, привыкнуть к этому было непросто. Потом стали выявляться и более серьезные огрехи общей культуры испанских провинциалов. Например, когда едешь в городском автобусе, все сидячие места заняты, а в автобус входит пожилая сеньора, лично меня мое пионерское прошлое в подобной ситуации заставляет вскочить еще раньше, чем я успеваю себе отдать отчет в происходящем. И напрасно, поскольку после подобного похвального поступка оказываешься в совершенно дурацком положении - весь автобус, в том числе и облагодетельствованная бабка, смотрят на тебя, как на идиота. Пол-автобуса, при этом, безусые подростки и их подружки, и никому из них мое поведение просто непонятно. Это здесь не принято, это странно, это почти что вызов общественному мнению. Зато поставить ноги в грязных башмаках на соседнее сидение в автобусе или поезде - это нормально. И никого не удивляет. В парках и скверах молодежь из всех известных способов посадки на скамейку пользуется лишь одним, куриным, т.е. усаживается на спинку скамейки, а ноги, естественно, ставятся на сидение. И это тоже не вызывает ни у кого ни удивления, ни нарекания.

Вообще, надо сказать, что испанцы относятся к воспитанию молодежи весьма либерально. Грубо говоря, молодняк сызмальства растет, как чертополох, постигая основы общей культуры, в основном, наблюдая за поведением себе подобных. В два часа ночи, особенно в пятницу и субботу, испанские бары еще полны народу, а у входа в бар, прямо на тротуаре, резвятся испанские детишки от трех лет и старше. Они могут ползать по тротуару под ногами редких прохожих, играть в мяч на проезжей части, кидать чем-нибудь увесистым друг в друга или в витрину того же бара. Родители в это время заняты делами гораздо более приятными, чем воспитание собственных чад, а посторонним людям корректировать поведение шалунов не принято. Однажды мы с семьей сидели в каком-то сквере. Астуриас отличается от других испанских провинций обилием лугов, пастбищ, лесов, но вот с зеленью в городах дело обстоит неважно. Вот и в том сквере основным украшением были полтора десятка чахлых деревьев. Группа пацанов лет 11-12 сначала гоняли какую-то банку, а потом одному из них пришла идея от футбола перейти к хоккею. В качестве спортинвентаря было решено использовать ветки этих самых деревьев-недомерков. Когда юный рационализатор повис на приглянувшейся ему ветке и, покачавшись немного, сломал ее, я подошел и прочитал ему небольшую лекцию о пользе зеленых насаждений, особенно в городских условиях, особенно в Хихоне, где собаку-то вывести погулять толком некуда - все в асфальт закатали. Видя, что шалопай не очень-то проникся экологическими идеями, я чисто по-русски пообещал ему надрать уши в случае возобновления общественновредной деятельности. За событиями и нашим затянувшимся диалогом с удивлением наблюдали десятка полтора испанцев, думаю. среди них были и родители некоторых пацанов, но никто не вмешался. Через какое-то время пристыженный мною шалун подошел к нам и спросил: "Дяденька, а ты что - полицейский?" Уже в таком возрасте испанцы считают, что делать замечания по поводу поведения могут только полицейские.

Но ладно - дети, всегда остается надежда, что можно еще что-то исправить. Однако молодежь лет 17-18, уже закончившая обязательное образование, а трудоустроиться еще не сумевшая, никаких надежд уже не оставляет. Как-то летом я, находясь в отпуске, по три раза в день выводил на прогулку нашего спаниеля в один и тот же сквер. И три раза в день видел на одних и тех же скамейках одну и ту же компанию в одной и той же куриной позе. Нет, ничего плохого они не делали, просто убивали свободное время. Правда, при этом поедая неимоверное количество хрустящего картофеля, грызя пуды семечек и выпивая десятки банок прохладительных напитков. Ну а отходы питейно-жевательной деятельности - пакеты, банки, сигаретные пачки - бросались просто под ноги. А до ближайшей урны было метра два, а до следующей - еще два. И обе стояли пустые.

Совсем не многим испанским юношам и девушкам удается продолжить свое образование в университетах. Казалось бы, уж университет-то должен привить хорошие манеры и исправить огрехи детского воспитания. Но вот попал я однажды на крупную фирму, спустился утром в кафетерию в том же здании. Народу немного, все стулья свободны. А двое субъектов при костюмах и в галстуках восседают... на столах. Самовыражаются. Настанет обеденное время, и они же сами вместе с коллегами будут питаться за теми же самыми столами, поскольку в течение дня никакой уборки не предусмотрено. Еще испанцы считают совершенно нормальным, разговаривая с кем-нибудь, пусть даже и с незнакомым человеком, чесать различные части тела, в том числе и самые интимные. Женщины поправляют скрытые предметы туалета именно в тот момент, когда им этого захотелось, невзирая на место и окружающую действительность. Не берусь судить - хорошо это или плохо. В конце концов, в модели поведения "что естественно, то не стыдно" тоже что-то есть. Но нам, выросшим и воспитанным в другой культурной среде, смотреть на все это очень непривычно.

Хватит

Ещё

TopList
SpyLOG

© 2002, Испанские Хроники

Hosted by uCoz