Жоан Миро, наряду с Пикассо и Дали, является наиболее известным испанским художником, достигшим успеха и международного признания за пределами Испании. Однако, в отличие от гениальных уроженцев Малаги и Фигереса, частная жизнь Миро не отличалась ни эктравагантностью, ни эктраординарностью, и, быть может, поэтому в его биографию нередко вплетают не совсем достоверные эпизоды.

Миро родился 20 апреля 1893 года в доме 4 по Пассаж де Кредит, где его отец владел часовой мастерской, и поэтому является каталонцем, а не мальоркинцем, как пишут иногда. Правда, в 1956 году Миро переехал на Мальорку и прожил там до самой смерти, пришедшей к нему в рождественский день 1983 года.

В 1907 году, по воле отца, он поступает в Коммерческую школу Барселоны и, кроме того, начинает посещать занятия в Школе Изобразительного искусства, где обучается у Модесто Ургеля и Жозепа Паско.

В 1910 году начинает работать бухгалтером. К этой работе Миро так и не смог адаптироваться и она доводит его до нервного кризиса.

В 1911 году в следствие тяжелой болезни Миро перебирается в загородный дом, только что купленный семьей в Монтруж - небольшом городке в Таррагоне, в нескольких километрах от моря. Именно тогда Миро решает полностью посвятить себя живописи.

В 1912 году он поступает в Школу Искусства, руководимую Франциско Гали. Учебный процесс этой школы обеспечивал интегральное обучение искусству - помимо занятий по рисованию и живописи, ученики также участвовали в многочисленных семинарах и диспутах, посвященных творчеству Ван Гога, Сезана, Гогена и других художников. Гали предлагал своим ученикам потрогать объекты, предметы и людей прежде, чем начинать их рисовать, с целью расширить чувственное восприятие и в процессе рисования отобразить в визуальной форме весь спектр чувственных ощущений. Выезды с учениками на природу использовались не для подготовки эскизов и набросков, а для обычных прогулок, игры на музыкальных инструментах, чтения стихов. Иными словами, методы обучения у Гали разительно отличались от академических.

В том же году Миро познакомился с работами кубистов, выставка которых проводилась в галерее Далмау. Среди других художников на выставке были представлены Глизе, Грис, Дюшам.

В 1917 году Миро знакомится с Пикабиа, который нашел убежище в Барселоне на время 1-ой Мировой войны, и с Максом Жакобом. Это были первые личные контакты Миро с сюрреалистами, хотя к тому времени он уже был знаком с творчеством Аполлинера и Поля Реверди.

В 1918 году проходит первая персональная выставка Миро в галерее Далмау. В выствленных картинах явно чувствуется влияние немецкого экспрессионизма. Но в том же году, всего несколько месяцев спустя, происходят радикальные изменения в творчестве художника, что было вызвано впечатлениями от пейзажей и произведения "Таможенник" Руссо.

В марте 1919 года Миро переезжает в Париж, где живет его друг Льоренс Артигас, и сразу же по прибытии наносит визит Пикассо.

С того года жизнь художника протекает между Парижем, где он проводит зимы, и Монтружем, в котором он живет в летние месяцы. Двойственность среды обитания неизбежно влияет на творчество Миро, в котором начинает чувствоваться глубокое влияние природы. Потребность в контакте с природой заставляет Миро привезти в Париж пучок травы из Монтружа, чтобы закончить картину "Ферма". С другой стороны, жизнь среди парижской богемы накладывает на творчество Миро оттенок абстракционизма, хотя сам художник не был доволен, когда его называли или считали абстракционистом. Миро постепенно стал осваивать язык сюрреализма, что явилось плодом его дружбы и сотрудничества с Массо, с которым он познакомился в 1920 году, когда арендовал студию в доме 45 на рю Бломе, напротив студии Массо.

Эта дружба поддерживалась до 1924 года. Вместе с другими сюрреалистами они создали гетеродоксную группу Бломе. Сюрреализм Миро проистекает не из сновидений и раскрепощенного сознания, а базируется на идеях и мыслях второго плана, лежащих за гранью поверхности, явления, действительности. Как и Массо, Миро считает, что картина не должна быть сиюминутным отражением действительности. Несмотря на продуктивность в торчестве в этот период, Миро не был полностью интегрирован в группу Бломе, поскольку явно дистанциировался как в теории, так и в практике от базовых идей группы. Миро неоднократно подчеркивал в своих разговорах с Райларом, что нет причин, по которым действительность ему казалась бы грустной.

В 1927 году Миро наконец-то обзаводится собственной студией в Париже (до этого он пользовался студией Пабло Гаргальо), расположенной в доме 22 на рю Турлакэ, в самом центре Монмартра. Его соседями становятся Маргитт, Поль Элюар, Жан Арп.

В 1928 году Миро знакомится с Александром Калде. Это знакомство затем перерастает в дружбу, поддерживаемую на протяжении всей жизни. Миро совершает поездку в Голландию, где знакомится с творчеством Вермиера Делфта и других голландских художников XVII века, что вдохновляет его на написание "Голландского интерьера".

В 1929 году Миро начинает создавать первые литографии. В этом же году его женой становится Пилар Хункоса.

В 1930 году Миро начинает отдаляться от сюрреалистов. Причиной явилась наметившаяся в творчестве сюрреалистов политизация. Революционность в произведениях Миро проявляется в провозглашении надежды на наличие высших форм жизни. Жестокость в творениях Миро в 30-е годы является предчувствием того, что вскоре должно произойти. В эти годы в его творчестве начинает проявляться более акцентированный абстракционизм, отражающий его постоянное стремление снизить визуальное давление, не уменьшая драматизма произведения.

18 июля 1936 года начавшаяся Гражданская война в Испании застает Миро в Париже и не позволяет ему вернуться в Барселону.

В 1937 году Миро расписывает одну из стен в Павильоне Испанской Республики на Всемирной выставке в Париже. Это произведение Миро не сохранилось.

В 1939 году, расстроенный победой генерала Франко и началом Второй Мировой войны, Миро уединяется в Нормандии, где живет в одиноком доме в Веренгвиль-сур-Мер. Эти две войны Миро переживает, как настоящие ураганы, которые постоянно отражаются в его картинах.

После взятия Парижа немцами в 1940 году Миро, под давлением семьи, уезжает на Мальорку.

В 1944 году Миро начинает работать с керамикой.

В 1947 году Миро провел 8 месяцев в Нью-Йорке, где тесно подружился с Джексоном Поллоком, несмотря на то, что тот не говорил ни по-испански, ни по-французски, а Миро не владел английским.

В 1948 году, после 8 лет отсутствия, Миро едет в Париж. Там он начинает работать с литографиями и создает 80 иллюстраций к одной из книг Поля Элюара, которая публикуется в 1950 году.

В 1954 году Миро награждается первой премией по живописи в Венеции.

В 1956 году Миро перебирается на Мальорку на постоянное жительство и поселяется в доме, который архитектор Серт строит для него на вершине холма. Ранее Серт был автором павильона Испании на Всемирной Выставке в Париже в 1937 году, а позднее станет создателем музея Миро в Барселоне.

В 1958 году Миро создает настенные панно в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

В 1959 году начинается новый этап в творчестве Миро, в котором жесты и четкость линий преобладают над символами. Форма выражения с каждой новой картиной становится все более прямой и ясной. В том же году Миро вновь едет в Соединенные Штаты, где проходят две его ретроспективные выставки - в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке и в Лос Анжелесе. В том же году Миро присуждается Главная премия Фонда Гуггенхейма.

В 1961 году Миро создает серию картин "Голубое" I, II и III, в которых доминируют цвет и техника рисунка. В том же году Миро вновь посещает Соединенные Штаты.

В 1965 году Миро в четвертый раз едет в Соединенные Штаты. В Сан-Пол-де-Венс во Франции открывается Фонд Маэт, лабиринт которого отделан керамикой и скульптурами работы Миро.

В 1966 году Миро впервые едет в Японию.

В 1968 году Миро совершает пятую и последнюю поездку в Соединенные Штаты. Находясь под впечатлением парижских революционных событий, Миро пытается открыть для себя причины их вдохновляющие. Для этого он много общается со своими внуками и пытается понять беспокойство молодежи тех лет.

В 1969 году Миро вторично посещает Японию.

В 1972 году Фонд Гуггенхейма в Нью-Йорке проводит выставку "Магнитные поля".

25 декабря 1983 года, в Рождество, Миро умирает на Мальорке.

 

Hosted by uCoz