Неизвестная Испания

История, застывшая в воске

Заколдованный лес волшебных дриад... Туристы, гуляющие по бульварам Рамблас, не подозревают о существовании совсем рядом таинственного полумрака журчащих ручьев и переплетающихся над головой веток, где... подают кофе и кока-колу.

«Bosc de les fades» - мое любимое кафе при Музее восковых фигур Барселоны. Здесь всегда многолюдно. Особенно в уголке «летающей официантки». Трудно найти свободное место и за столиками у ручья с русалкой. Сюда заходят местные, знающие о существовании волшебного леса, и некоторые посетители музея, уставшие бродить по миру призраков.

Музей восковых фигур Барселоны находится за углом, в здании историко-культурной ценности, построенном в середине ХIХ века для резиденции Барселонского банка. С тех пор сохранилось название переулка - Банковский проезд, над которым витают тени прошлого. Время здесь застыло в воске, как будто по воле фей из волшебного леса, трансформировавшись в персонажей, оставивших след в истории человечества. «Зайди и раскрой эту тайну!» - манят феи...

Искусство воскового портрета в Европе существует много веков. Воск вообще удивительная субстанция. Еще с античных времен его употребляли в различных целях. С помощью воска консервировали мумии, им защищали полотна живописцев, его применяли в магии и колдовстве... Воск использовали во время церковных служб, иногда из него делали лица для статуй святых. Воск с давних времен воспринимался как субстанция, которая как бы соединяла два несоединимых мира - мир живых и мир мертвых. Не зря же говорят: застыл как в воске.

Первые восковые фигуры были созданы в Италии, позже эта мода распространилась и на Францию, Англию, Испанию и Германию. Но тогда восковые фигуры выполнялись вовсе не с целью экспозиций для широкой публики, а ради собственного тщеславия. Представители знати еще при жизни заказывали собственные восковые изображения на память потомкам.

В XVIII веке в Европе появились первые передвижные выставки восковых фигур, на которых демонстрировались в том числе и двигающиеся фигуры. А вот первый музей, как он тогда назывался - кабинет восковых фигур, был открыт в Париже в 1776 году доктором Картье. Его племянница Мари Гросхольц и стала впоследствии известна миру под именем Мадам Тюссо.

В создании восковых персон принимают участие люди разных профессий: искусствоведы, историки, скульпторы, гримеры, декораторы и так далее. Создание любого образа, а особенно если это - исторический персонаж ушедшей эпохи, начинается с серьезной научно-исследовательской работы. Изучаются архивные материалы, описания современников, портреты, гравюры, фотографии, посмертные восковые маски. Таким образом достигается максимальное портретное сходство фигуры с реальным человеком. Каждый персонаж наделяется типичным для него жестом, мимикой, поворотом головы, и образ приобретает черты психологического портрета сильного эмоционального воздействия.

При создании «воскового человека» мастера используют глазные, зубные протезы и настоящие волосы. Волосок за волоском, специальной горячей иголкой мастер «вживляет» их в воск, потом другой мастер создает из «остывшей» шевелюры прическу, соответствующую эпохе. «Морщинки», «ногти», «вены» делают, покрывая воск специальным гримом, впоследствии периодически обновляемым. Потому иногда посетителям кажется, что фигуры на них смотрят «как живые», кажется, что вот-вот - и они шевельнутся или заговорят.

- Есть кто живой? - оглядываю обступающие со всех сторон человеческие фигуры. - Нет? Ну тогда, внимание, снимаю!

Фотографировать в Музее восковых фигур Барселоны в принципе запрещено. Но если очень хочется и поблизости нет ни одного живого существа... Кстати, неплохая идея - замаскировать охранника под восковую фигуру. И когда посетитель музея достанет камеру, «фигура охранника» вдруг оживет...

Эх, если б эти персонажи знали, в какую компанию они попадут! Испанские короли рядом с Гитлером и Фиделем Кастро, Франко, в окружении заядлых каталонистов... В принципе, логика у создателей экспозиции была такова: зал политических деятелей, зал детских сказочных героев, зал двигателей научно-технического прогресса, зал оперно-музыкальных див, зал шоу-бизенса и так далее. Вот Майкл Джексон, например, рядом с Клаудией Шиффер, а Джон Леннон, разумеется, с Йоко Оно. Пикассо с Дали тоже смотрятся неплохой парой. Далее идут Дон Кихот с мельницей и Кристофор Колумб с индейцем. Человек-невидимка... ну, от этого остался один костюм, но все равно приятно познакомиться! А вот и известный путешественник Марко Поло, а рядом с ним - испанские короли времен средневековья в роскошных нарядах с драгоценными камнями.

Не могли обойти и местную специфику: певец Джоан Мануэль Серрат, госпожа Моньос - цветочница с бульваров Рамблас, писатель Сантьяго Русеньол, безымянные проститутки Китайского квартала Барселоны...

Вообще выполнен музей очень необычно. Кроме собственно самих фигур и их экспозиций, посетители могут, сами того не ожидая, попасть на подводную лодку «Наутилус» капитана Немо. Из иллюминатора лодки видны щупальца осьминога и аквалангисты, заманенные сладкоголосыми сиренами на дно морское. Из субмарины путь ведет прямиком на пиратский корабль. Оттуда - на корабль космический с видом на лунные кратеры, потом - в камеру пыток. Здесь, в зале Стивена Спилберга, кроме реальных, самых известных в истории человечества убийц, посетителей подстерегают и вымышленные монструозные персонажи. Например, Доктор Франкенштейн со своим подопечным. После такого кошмарика путь из-за раздвижной шторки далее один - на выход.

Лия ВИНОКУРОВА

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2006, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"